15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Прочитать ещё

О том, что такое война, Андрей Торбин, замдиректора Волгоградского авиационно-спортивного клуба «Юный ястреб», знает не по фильмам. Около двух десятков лет назад ему, военному разведчику, довелось на бронетранспортере, пешком, а то и ползком пройти чуть ли не всю Чеченскую Республику, где в те дни полыхала война. По давней традиции все мужчины в семье Андрея Торбина носят военную форму. Вот и Андрей, отслужив срочную службу в ВДВ, поступил, уже будучи прапорщиком, в военное училище в Алма-Ате. О службе в разведке – его рассказ от первого лица.
Камышанин Павел Алексеевич Андреев, участник Сталинградской битвы, в начале июля отметил свое 95‑летие. Боевой путь ветерана – это история бесконечного мужества. Рассказать о судьбе земляка решил нашим читателям Вячеслав ШАМАЕВ.