15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Прочитать ещё

В сентябре 1942 года превосходство немецкой авиации в воздушном пространстве над Сталинградской областью было довольно ощутимым. Советские летчики проявляли массовый героизм в попытке сдержать численно превосходящего противника, нередко рискуя собственной жизнью.
Чаще всего художники изображали лучи прожекторов в картинах и гравюрах, посвященных самым напряженным периодам обороны Москвы или Ленинграда. Отечественные кинематографисты боевую работу прожектористов не менее сильно любили и любят показывать в фильмах о войне. Конечно, «метущиеся» или «рыскающие» яркие лучи на черном небе или сопровождение прожекторами самолета противника передавали напряженную атмосферу военного времени. О том, какой была фронтовая работа прожектористов на самом деле, рассказывает наш военный обозреватель Александр ФОЛИЕВ.