15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Прочитать ещё

С 10 по 31 января 1943 года известный советский живописец и график Константин Финогенов (1902-1989) работал в Сталинграде по заданию Главного политического управления РККА в частях 204‑й стрелковой дивизии. Как раз с 10 января дивизия, входившая в 64‑ю армию Донского фронта, в упорных боях сжимала кольцо окружения фашистов. Именно тогда художник сделал портрет сапера Василия Сонькина, отличившегося в бою. Наш военный обозреватель Александр Фолиев попытался выяснить судьбу изображенного на рисунке защитника Сталинграда.
Весной 1999 года начались бомбардировки Югославии НАТО. Налеты продолжались почти три месяца. Волгоградский иконописец Виталий Илюшкин, потомственный казак станицы Березовской Даниловского района, в те дни был в Белграде. Приехал он туда, чтобы написать в дар местному кафедральному собору Святого Саввы Сербского любимую икону донских казаков – образ Спаса Нерукотворного. Как выяснилось, в этой истории было много удивительного – знаки, встречи. Словно кто-то вел героев, указывая им путь.