15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Прочитать ещё

И будет фашистам швах! Так часто говорили во время войны. Кстати, устроить этот «швах» помогла необычная сталинградская зенитная установка для 20‑мм пушки ШВАК.
Многие наверняка не раз видели кадры кинохроники военных лет, на которых над Москвой парят аэростаты. Между тем мало кто знает, что заградительные аэростаты были и в Сталинграде.