15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

На долю сформированного в городе на Волге соединения выпали все тяготы начала Великой Отечественной войны. 80 лет назад – осенью 1940 года –в Сталинграде была сформирована 129‑я стрелковая дивизия. Сведения о боевом пути этого военного соединения с июля 1941 года отрывочны и весьма противоречивы, а судьба его глубоко трагична.
Участник Сталинградской битвы Иван Прохорович Мальцев мастер на все руки – и клубничное варенье сварит, и помидоры засолит. Родные сетуют – приходится бежать впереди дедушки, чуть замешкаешься, перегонит и все дела сам переделает. А между тем Ивану Прохоровичу исполнилось 94 года.