15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

В архиве дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Тимофея Хрюкина есть уникальные фотографии летчиков – участников Сталинградской битвы. На обороте одной из них сделана надпись карандашом: «Орденоносец Г. Войсковой. Совершил 500 вылетов на Сталинград». Фамилия – достаточно редкая, к тому же есть первая буква имени. Наш военный обозреватель Александр Фолиев узнал о военной судьбе Григория Антоновича Войскового по архивным сайтам Минобороны РФ.
В судьбе этого человека было много совершенно необычного и даже загадочного. Настолько, что, знакомясь с описанием его жизни, так и хочется вспомнить литературный штамп: «не судьба, а настоящий приключенческий роман»…