15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Прочитать ещё

В конце ноября в Волгограде ученики 43-й школы и солдаты 20-й отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в регионе, отдали дань уважения похороненному в нашем городе Герою Советского Союза полковнику Константину Ивановичу Серову. У него не осталось родных, и за его могилой ухаживали члены Совета ветеранов. Теперь вахту памяти поддержат Ассоциация Героев России, 20-я гвардейская мотострелковая бригада и юнармейцы школы № 43.
Наша газета не раз рассказывала об участии испанских добровольцев-летчиков в битве на Волге. Казалось, в этом «испанском досье» трудно найти что‑то новое. Но не так давно благодаря сотрудникам Испанского Центра в Москве стало известно еще об одном летчике-интернационалисте. Оказалось, что он – лейтенант Красной Армии Ларио Санчес Хуан (Lario Sanchez Juan) – человек уникальной и во многом загадочной судьбы. Уже потому, что его называли «воздушным диверсантом»…