15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.

На международной выставке в Париже 1937 года новый трактор получил Гран-при. В 1941‑м руководивший работой по проектированию трактора со стороны НАТИ Вениамин Слонимский был удостоен Сталинской премии 2‑й степени.

В том же 1937 году трактор под маркой СХТЗ-НАТИ стали выпускать и в Харькове. В годы Великой Отечественной войны производство под маркой АСХТЗ-НАТИ началось на Алтайском тракторном заводе (г. Рубцовск). Всего было выпущено около 200  000 машин «семейства АСХТЗ-НАТИ».

Сталинградский тракторный завод выпускал их в 1937‑1942 годах, а затем с 1944‑го по 1949 год.

До войны ДТ-54 СТЗ-3 был основным пахотным трактором в СССР. Он мог использоваться в агрегате с различными орудиями на широком спектре работ, был востребован во многих отраслях народного хозяйства и заслуженно уважаем механизаторами.

Всю Великую Отечественную войну сельскохозяйственный трактор СТЗ-3 широко использовался в армии для буксировки полевых пушек, гаубиц калибра 122 и 152 мм.

Прочитать ещё

В 7.30 19 ноября 1942 года артиллерийские залпы возвестили всему миру о начале коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Под «грохот сотен батарей» в то туманное утро разворачивалось легендарное контрнаступление советских войск под Сталинградом. Подборку материалов, посвященных 79-й годовщине этого исторического события, мы решили начать с обзора состояния нашей артиллерии в битве на Волге.
В летопись битвы на Волге ярчайшие страницы вписали истребители танков – бронебойщики. «Сталинградка» в свое время рассказывала, например, о подвигах Героев Советского Союза Ильи Каплунова, Петра Болото и некоторых других бронебойщиков. А сегодня мы вспомним Семена Антипкина, одного из самых результативных истребителей танков Великой Отечественной войны.