Ларио Санчес родился в Мадриде 5 сентября 1918 года. Вступил в Коммунистический союз молодежи, а вскоре – и в Коммунистическую партию Испании. С июля 1936‑го по май 37‑го служил сержантом в пехоте.
С июля по ноябрь того же года проходил обучение в Кировабадской военной авиационной школе имени Виктора Хользунова. 20 ноября выпущен сержантом.
После возвращения на родину был летчиком 4‑й истребительной эскадрильи (с 12 января 1938 года), летал на И-15 и сбил семь самолетов противника. 30 марта 1938 года ему было присвоено звание лейтенанта.
После гражданской войны в Испании в феврале 1939 года оказался в концлагере, но в мае бежал и 7 июня прибыл в Ленинград, с августа 1939‑го по май 41‑го работал на машиностроительном заводе «Серп и молот» в Харькове.
Ларио Санчес в 1937 году окончил Кировабадскую военную авиашколу им. Виктора Хользунова. Испанское правительство, после того как Ларио Санчес вернулся на родину, присвоило ему звание «почетный полковник испанских королевских ВВС».
В первые же дни Великой Отечественной войны записался добровольцем в Красную Армию. Участвовал в обороне Москвы, воевал под Сталинградом, на Северном Кавказе, под Курском, освобождал Украину и Польшу.
Во время Берлинской операции командир эскадрильи 348‑го истребительного авиационного полка капитан Ларио Санчес Хуан совершил несколько вылетов с аэродрома Темпельхоф.
За годы Великой Отечественной отважный летчик совершил 886 боевых вылетов, участвовал в 97 боях, в которых сбил 35 самолетов: 27 лично и восемь – в группе.
Он был самым результативным летчиком-истребителем среди испанцев, воевавших в Красной Армии. В советских ВВС Ларио Санчес Хуан прослужил до 1948 года, когда уволили всех испанских летчиков.
Ларио Санчес женился на русской – Марии Лаврентьевой. У них родились две дочери – Флорентина и Виолетта.
В январе 1957 года с супругой и детьми вернулся в Испанию. Вскоре начал работать на заводе грузовых машин ENASA Pegaso в Мадриде, где трудился почти 20 лет.
В Мадриде жил в «спальном пригороде» – Алкала де Энарес. Испанское правительство присвоило Ларио Санчесу Хуану звание «почетный полковник испанских королевских ВВС».
С начала 70‑х годов много работал над воспоминаниями о гражданской войне в Испании и Великой Отечественной войне. Вышел ряд книг с его мемуарами, которые, к сожалению, еще не известны широкому кругу читателей в нашей стране.
Ларио Санчес Хуан ушел из жизни в Алкала де Энарес 24 июня 2000 года в возрасте 82 лет.
Среди самолетов, которые освоил Ларио Санчес, был и советский истребитель И-16.
Между тем в биографии Ларио Санчеса в испанской книге нас «смутили» два факта: во-первых, упоминание о том, что он «принимал участие в авиационных операциях на Урале», а во-вторых, необычный перечень самолетов, на которых ему приходилось летать.
Это советские истребители И-15, И-16, Як-7, канадско-американский Grumman G.23 Delfin, немецкие Messerschmitt Bf 109, Dornier Do 215, американские серии Curtiss Р-40 Warhawk и английские Supermarin Spitfire.
С советскими истребителями все понятно, американские и английские СССР поставлялись по ленд-лизу, Grumman G.23 Delfin был в составе ВВС республиканцев в Испании, но немецкие Messerschmitt Bf 109, Dornier Do 215…
«Воздушный диверсант» Ларио Санчес Хуан поднимал в воздух и трофейный «Мессершмитт-109».
Разобраться в этом помог историк авиации Михаил Кудинов. Его разъяснение было, признаться, неожиданным.
– Военная биография Ларио Санчеса действительно необычна, – рассказал Михаил Владимирович. – Дело в том, что в конце июля 1941‑го из испанских летчиков – участников гражданской войны сформировали разведывательную авиационную спецгруппу, которую курировал НИИ ВВС.
В нее вошел и наш герой. Базировалась группа на Урале и располагала 12 трофейными немецкими самолетами. В начале ноября 41‑го подготовка группы завершилась и ее в срочном порядке отправили на фронт под Москву.
– При блокировании немецких аэродромов, с которых шло снабжение окруженной 6‑й армии в дни битвы на Волге, наше командование возвращается к идее «авиационной диверсионной группы». Формируется подразделение, которое на трофейных немецких самолетах должно было «обманывать» ПВО вражеских аэродромов, – продолжает историк.
Диверсионный отряд вел разведывательные полеты над немецким тылом, не вызывая подозрений. Хотя это подчас приводило к возникновению сложных ситуаций: иногда группе приходилось «воевать» против советских самолетов.
– Другая тактика воздушных диверсантов заключалась в том, чтобы имитировать эскорт транспортников «Юнкерс-52», пытавшихся ночью снабжать осажденную 6‑ю армию в Сталинграде. Имитируя немецкую группу аэродромного прикрытия, группа Ларио встречала транспортники за 20–30 км до аэродрома и брала в «сопровождение». Когда немцы теряли бдительность, считая, что их прикрывают «свои», воздушные диверсанты расстреливали врага при подходе к аэродрому…
***
В 2018 году группа энтузиастов вышла с предложением к МИД РФ о ходатайстве перед Президентом России о присвоении Ларио Санчесу Хуану как самому результативному испанскому летчику-добровольцу, воевавшему в составе ВВС РККА, звания Героя Российской Федерации (посмертно).