Наша газета не раз рассказывала об участии испанских добровольцев-летчиков в битве на Волге. Казалось, в этом «испанском досье» трудно найти что‑то новое. Но не так давно благодаря сотрудникам Испанского Центра в Москве стало известно еще об одном летчике-интернационалисте. Оказалось, что он – лейтенант Красной Армии Ларио Санчес Хуан (Lario Sanchez Juan) – человек уникальной и во многом загадочной судьбы. Уже потому, что его называли «воздушным диверсантом»…

Ларио Санчес родился в Мадриде 5 сентября 1918 года. Вступил в Коммунистический союз молодежи, а вскоре – и в Коммунистическую партию Испании. С июля 1936‑го по май 37‑го служил сержантом в пехоте.

С июля по ноябрь того же года проходил обучение в Кировабадской военной авиационной школе имени Виктора Хользунова. 20 ноября выпущен сержантом.

После возвращения на родину был летчиком 4‑й истребительной эскадрильи (с 12 января 1938 года), летал на И-15 и сбил семь самолетов противника. 30 марта 1938 года ему было присвоено звание лейтенанта.

После гражданской войны в Испании в феврале 1939 года оказался в концлагере, но в мае бежал и 7 июня прибыл в Ленинград, с августа 1939‑го по май 41‑го работал на машиностроительном заводе «Серп и молот» в Харькове.

Ларио Санчес в 1937 году окончил Кировабадскую военную авиашколу им. Виктора Хользунова. Испанское правительство, после того как Ларио Санчес вернулся на родину, присвоило ему звание «почетный полковник испанских королевских ВВС».

В первые же дни Великой Отечественной войны записался добровольцем в Красную Армию. Участвовал в обороне Москвы, воевал под Сталинградом, на Северном Кавказе, под Курском, освобождал Украину и Польшу.

Во время Берлинской операции командир эскадрильи 348‑го истребительного авиационного полка капитан Ларио Санчес Хуан совершил несколько вылетов с аэродрома Темпельхоф.

За годы Великой Отечественной отважный летчик совершил 886 боевых вылетов, участвовал в 97 боях, в которых сбил 35 самолетов: 27 лично и восемь – в группе.

Он был самым результативным летчиком-истребителем среди испанцев, воевавших в Красной Армии. В советских ВВС Ларио Санчес Хуан прослужил до 1948 года, когда уволили всех испанских летчиков.

Ларио Санчес женился на русской – Марии Лаврентьевой. У них родились две дочери – Флорентина и Виолетта.

В январе 1957 года с супругой и детьми вернулся в Испанию. Вскоре начал работать на заводе грузовых машин ENASA Pegaso в Мадриде, где трудился почти 20 лет.

В Мадриде жил в «спальном пригороде» – Алкала де Энарес. Испанское правительство присвоило Ларио Санчесу Хуану звание «почетный полковник испанских королевских ВВС».

С начала 70‑х годов много работал над воспоминаниями о гражданской войне в Испании и Великой Отечественной войне. Вышел ряд книг с его мемуарами, которые, к сожалению, еще не известны широкому кругу читателей в нашей стране.

Ларио Санчес Хуан ушел из жизни в Алкала де Энарес 24 июня 2000 года в возрасте 82 лет.

Среди самолетов, которые освоил Ларио Санчес, был и советский истребитель И-16.

Между тем в биографии Ларио Санчеса в испанской книге нас «смутили» два факта: во-первых, упоминание о том, что он «принимал участие в авиационных операциях на Урале», а во-вторых, необычный перечень самолетов, на которых ему приходилось летать.

Это советские истребители И-15, И-16, Як-7, канадско-американский Grumman G.23 Delfin, немецкие Messerschmitt Bf 109, Dornier Do 215, американские серии Curtiss Р-40 Warhawk и английские Supermarin Spitfire.

С советскими истребителями все понятно, американские и английские СССР поставлялись по ленд-лизу, Grumman G.23 Delfin был в составе ВВС республиканцев в Испании, но немецкие Messerschmitt Bf 109, Dornier Do 215…

«Воздушный диверсант» Ларио Санчес Хуан поднимал в воздух и трофейный «Мессершмитт-109».

Разобраться в этом помог историк авиации Михаил Кудинов. Его разъяснение было, признаться, неожиданным.

– Военная биография Ларио Санчеса действительно необычна, – рассказал Михаил Владимирович. – Дело в том, что в конце июля 1941‑го из испанских летчиков – участников гражданской войны сформировали разведывательную авиационную спецгруппу, которую курировал НИИ ВВС.

В нее вошел и наш герой. Базировалась группа на Урале и располагала 12 трофейными немецкими самолетами. В начале ноября 41‑го подготовка группы завершилась и ее в срочном порядке отправили на фронт под Москву.

– При блокировании немецких аэродромов, с которых шло снабжение окруженной 6‑й армии в дни битвы на Волге, наше командование возвращается к идее «авиационной диверсионной группы». Формируется подразделение, которое на трофейных немецких самолетах должно было «обманывать» ПВО вражеских аэродромов, – продолжает историк.

Диверсионный отряд вел разведывательные полеты над немецким тылом, не вызывая подозрений. Хотя это подчас приводило к возникновению сложных ситуаций: иногда группе приходилось «воевать» против советских самолетов.

– Другая тактика воздушных диверсантов заключалась в том, чтобы имитировать эскорт транспортников «Юнкерс-52», пытавшихся ночью снабжать осажденную 6‑ю армию в Сталинграде. Имитируя немецкую группу аэродромного прикрытия, группа Ларио встречала транспортники за 20–30 км до аэродрома и брала в «сопровождение». Когда немцы теряли бдительность, считая, что их прикрывают «свои», воздушные диверсанты расстреливали врага при подходе к аэродрому…

***

В 2018 году группа энтузиастов вышла с предложением к МИД РФ о ходатайстве перед Президентом России о присвоении Ларио Санчесу Хуану как самому результативному испанскому летчику-добровольцу, воевавшему в составе ВВС РККА, звания Героя Российской Федерации (посмертно).

Прочитать ещё

В декабре 1942 года под Сталинград прибыли недавно сформированные новые части – отдельные гвардейские танковые полки. Они были созданы для прорыва укрепленных оборонительных рубежей противника. Звание «гвардейских» (со всеми полагающимися льготами личному составу) полкам присваивалось сразу при формировании. Зря это не делалось – к концу января 43-го в этих полках оставалось по два-четыре исправных и боеспособных танка.
События декабря 1942 года были очень важными для дальнейшего исхода Сталинградской битвы. Блокированная в результате операции "Уран" 6-я немецкая армия была ещё довольно сильна - Ф. Паулюс не оставлял надежды на то, что командование обязательно выручит его из "котла". И фюрер предпринял такую попытку - в середине декабря группа армий "Дон" под руководством Эриха фон Манштейна попыталась пробить "коридор" в обороне советских войск для вывода 6-й армии из окружения. Но уже 23 декабря 1942 года стало очевидно - операция "Зимняя гроза" провалилась - Манштейн дал сигнал к отступлению. Смотрите нашу фотоподборку за декабрь 1942 года.