Бойцы, прошедшие Афганистан, получившие там тяжелые ранения и ставшие инвалидами, объединены в Волгоградской области в общественную организацию. Занимаются, прежде всего. социальными вопросами. Но еще – стараются сберечь память о той войне.

Ранение на Шикарийском перевале

– Я служил в противотанковом взводе, – рассказывает бессменный руководитель Волгоградской региональной организации инвалидов войны в Афганистане Дмитрий Власов. – Наш полк стоял поначалу в Килогайской долине. Затем нас перебросили в город Даши, где мы охраняли мост. Потом – на Шикарийский перевал. Там я и подорвался на противопехотной мине.

В 1984-м, по окончании железнодорожного училища, был призван в армию и направлен в учебное подразделение в Узбекистане. А потом был Афганистан, где к тому времени уже не первый год шли боевые действия.

Получив минно-взрывное ранение, лечился в госпитале, в Подольске, был комиссован. Вернувшись в Волгоград, учился в «политехе», вступил в клуб ветеранов Афганистана.

 – А уже в 1993 году мы решили создать свою организацию инвалидов Афганистана, – продолжает Власов. – Годом позже она была зарегистрирована.  Во время всех памятных для афганцев дат мы проводим митинги. Помогаем членам организации. Бюджетного финансирования у нее нет, но  есть санаторий в Подмосковье. Направляем туда и в волгоградский госпиталь ветеранов ежегодно на лечение и реабилитацию 200 человек  – инвалидов, членов семей погибших в Афганистане.

«Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов имени Михаила Лиходея» – так именуется учреждение в Подмосковье. Подполковник Лиходей, бывший председатель Российского фонда инвалидов войны в Афганистане, был убит в ноябре 1994 года в подъезде собственного дома. А двумя годами позже, в ноябре 96-го, на его поминках, возле могилы на Котляковском кладбище в Москве, был совершен теракт. Многие ветераны Афганистана тогда погибли. Волгоградцу Дмитрию Власову жизнь спасла травма, полученная в Афгане.

– Медленно хожу, подходил к могиле слишком долго, – поясняет он. День этот с тех пор Власов отмечает, как свой второй день рождения…

«Это были герои!»

Руслан Лукманов служил в разведывательно-десантной роте под командованием генерала Льва Рохлина. В 1995-м получил тяжелое ранение и вернулся в Союз. Тогда же вступил в организацию инвалидов.

– Но службу не бросил, – говорит Лукманов, – в порядке исключения мне разрешили остаться в армии. И я 23 года отслужил с одной ногой, вместо второй у меня – протез. В 2017‑м уволился, стал военным пенсионером.

Полковник Владимир Павловский служил в системе ГРУ Минобороны.

– В Афганистане был дважды, в провинции Бадахшан, – вспоминает Павловский. – Против нас работали американцы плюс сводная колонна европейцев.

Туда был направлен 860‑й отдельный мотострелковый полк под командованием полковника Виктора Кудлая.

  – Наши там чудеса творили, это были настоящие герои!  – говорит Павловский.  – Со всей своей техникой они прошли через заснеженные перевалы в горах, перекрыв душманам вход в Афганистан. Весь мир был тогда в шоке! Это можно сравнить только с переходом Суворова через Альпы. Но Суворов потерял в своем походе почти всю артиллерию, а наши парни ничего не потеряли…

Павловский получил в Афганистане две минно-взрывные травмы и пулевое ранение. Горел там, спасая другого бойца…

«Взрыв  – и я лечу на скалы»

Владимир Епифанов в Афганистане служил сержантом в разведроте 180‑го полка. В рейдах на контролируемой душманами территории не раз был вместе с Русланом Аушевым, будущим Героем Советского Союза и первым президентом Ингушетии. Прошел чуть ли не весь Афганистан, участвовал в пяти Паншерских операциях. Почетный знак ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть» ему лично вручал министр обороны СССР Сергей Соколов.

– Однажды попали в засаду, – рассказывает Епифанов. – Сутки душманы гоняли нас по «зеленке», но я вышел из окружения и вывел семерых человек.

Когда штатный комсорг полка был убит, исполнять его обязанности стал Епифанов. Занимал, таким образом, офицерскую должность, хотя был сержантом. А в последний день службы добровольно пошел с товарищами в рейд. Его ранило и контузило. Очнулся уже в Союзе, в госпитале под Ташкентом.

– Помню только, – вспоминает он, – что был взрыв и что я лечу на скалы...

«Здесь хранят память»

Сегодня общественная организация инвалидов Афганистана открыта для всех  – желающие пишут заявление, заполняют анкету. Вступить могут не только инвалиды Афганистана, но инвалиды войн во всех горячих точках.

У организации есть свои сторонники – люди, которые хотят в ней состоять, но пока не приняты. На сегодня в Волгоградской области 244 человека и 250 являются сторонниками.

Есть у региональной организации и свой небольшой музей. Он расположен в помещении бывшего компьютерного клуба.

Там собраны газеты, издаваемые организацией, хранятся  вещи, связанные с войной в Афганистане. Например, пулеметная лента от БТРа, муляж противопехотной мины – на таких же минах подрывались тысячи наших парней. Есть панама – одна из тех, в каких советские солдаты в Афганистане воевали.

Здесь же можно увидеть фотографии с ежегодного марафона колясочников – инвалидов Афганистана. В Волгограде, кстати, он проводился два раза. А еще здесь хранится первый альбом, созданный клубом ветеранов, и диски с записями песен об Афгане.

Прочитать ещё

21 апреля на первом тестовом футбольном матче примет болельщиков новый прекрасный стадион «Волгоград Арена». Мы решили вместе с обозревателем Александром ЛИТВИНОВЫМ оглянуться на более чем полувековую историю прежнего главного стадиона Волгограда – Центрального, который был довольно долго символом волгоградского спорта и даже, может быть, своего времени.
История огромной страны могла бы сложиться иначе, не прояви во время битвы на Волге смекалки младший лейтенант госбезопасности, механик гаража УНКВД по Сталинградской области Долгов. Мы решили опубликовать фрагмент его воспоминаний, написанных 20 января 1945 года – оригинал документа хранится в архиве УФСБ по Волгоградской области. Это листки, написанные от руки.