В Красногорском филиале Музея Победы, который еще по старинке называют «Мемориальным музеем немецких антифашистов», открылась выставка «Уроки антифашизма».

75 лет назад в Красногорск, в лагерь для военнопленных № 27, была переведена Центральная антифашистская школа. В1985 году в здании, где с 43‑го по 49‑й год находилась ЦАШ, открылся мемориальный музей. В годы Великой Отечественной войны правительства Советского Союза и Германии самое большое внимание уделяли политической пропаганде среди войск противника, военнопленных и местного населения. Знаковым событием в этой работе для обеих противоборствующих сторон стала именно великая победа СССР в Сталинградской битве. Поражение в знаковой стратегической операции оказало сильное политическое и моральное воздействие на внутриполитическую обстановку как в самой Германии, так и странах-союзницах. «Сталинградские военнопленные» в советских лагерях стали своеобразным «катализатором» антивоенных, антигитлеровских настроений среди «контингента». 24 февраля 1943 года в лагерь № 27 прибыл эшелон с военнопленными из Сталинграда. Конечно, прежде всего с генералами 6‑й полевой армии. Среди них был и фельдмаршал Паулюс. А в марте в лагере начала работать Центральная антифашистская школа. В ее состав входили семь национальных секторов – по числу национальностей военнопленных.

По словам заведующей экспозиционно-выставочным отделом Ираиды Ружиной, на выставке представлено 55 предметов из фондов музея. О каждом можно с уверенностью сказать, что экспонат уникальный, с большой и сложной историей. Прежде всего это подлинные документы, фотографии, награды и личные вещи преподавателей и наставников будущих борцов с нацизмом из фондов музея. Основная часть их показана впервые. Впрочем, и имена выпускников ЦАШ мало известны в нашей стране. Например, в ней учился предпоследний министр обороны ГДР генерал армии Хайнц Кесслер.

Для многих бывших солдат и офицеров вермахта именно плен в дни Сталинградской битвы стал переломным событием и этапом всей жизни. О некоторых из них мы расскажем на страницах нашего приложения «Сталинградская правда».

Прочитать ещё

Большая часть этих рисунков выполнена карандашом, наспех, скупыми штрихами, передавая лишь самые характерные черты изображаемого лица. Их рисовали на передовой, в госпиталях, в партизанских отрядах. Капитана Федора Ильченко, который первым ворвался в штаб Паулюса в январе 1943 года, рисовали прямо там же, в подвале Центрального универмага, с натуры. Иногда эти карандашные рисунки становились последним прижизненным портретом человека. Так случилось с минером Василием Сонькиным – он погиб всего шесть дней спустя после того, как позировал фронтовому художнику в Сталинграде в январе 1943 года.
Нет в современной России такого рода войск, в котором не служили бы наши земляки, уроженцы Волгоградской области. Есть у нас и собственные ветераны радиоэлектронных войск. О специфике этих подразделений, их истории и современности нашему обозревателю Александру ЛИТВИНОВУ рассказал ветеран боевой службы, капитан запаса Мурад Магомедов.