14 декабря 1942 года номер «Правды» – главной газеты Советского Союза – вышел с рассказом военного корреспондента Алексея Каплера «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда». Наверное, это единственный лирический рассказ, напечатанный в годы войны в органе Центрального комитета и МК ВКП (б).

Казалось бы, что тут особенного? Алексей Каплер был известным и обласканным властью драматургом. В 1938 году награжден орденом Ленина, а в 1941-м за сценарии «партийных» фильмов «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» стал лауреатом Сталинской премии I степени.

В конце «Письма…» есть слова: «...Сейчас в Москве, наверное, идет снег. Из твоего окна видна зубчатая стена Кремля». Конечно, никакого «лейтенанта Л.» никогда не было – о своих чувствах писал сам Алексей Каплер. И условный «лейтенант Л.» не Леша Каплер, а, хотя звучит это неожиданно, Люся. Именно Люся – такое прозвище имел драматург среди самых близких друзей.

Приведенные слова были обращены к дочери И. В. Сталина – Светлане Аллилуевой. Жила Светлана в то время в печально знаменитом Доме правительства, который теперь больше известен как Дом на набережной. Это сейчас вокруг Московского Кремля уже с десяток лет нет жилых домов, а в то время даже простые, но проверенные советские люди жили рядом с Кремлем.

А.Каплер на фронте (в центре)

О романе дочери Сталина и будущего ведущего «Кинопанорамы» в нашей стране многие знали еще до выхода скандальных «Двадцати писем к другу». Если верить воспоминаниям Светланы Иосифовны, то они познакомились в конце 1942 года. Роман был весьма быстротечный и, конечно, под контролем сотрудников НКВД. Что привлекло взрослого и весьма опытного киносценариста в Светлане Сталиной?

Сказать трудно. Она никогда не была красавицей, ни в юности, ни в зрелые годы. Хотя по свидетельству людей, кто ее знал, была чрезвычайно умна. Может быть, в душе Каплера, как это ни странно звучит, проснулись отеческие чувства к одинокой и почти взрослой Светлане? Почему бы и нет? Это было бы вполне объяснимо.

Светлана Аллилуева с братом и отцом

Много говорят, что разница в возрасте в 23 года между Светланой и Алексеем не слишком отличалась от разницы в 22 года между родителями девушки. Роман у ее мамы – Надежды Аллилуевой – с папой начинался в том же возрасте. И будущий ее папа был ровесником ее избранника. Но, как говорят, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. Хотя быком Алексей Яковлевич не был, но был евреем, правда, выкрестом. А у Иосифа Виссарионовича к евреям было вполне «определенное» отношение…

Этот роман закончился весьма драматически: Алексея Каплера арестовали в феврале 1943 года, и в местах не столь отдаленных он провел целых 10 лет. И хотя его объявили «английским шпионом», если верить опять же Светлане Аллилуевой, все прекрасно знали – за что и за кого он сидит.

Характерно, что рассказ «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда» Алексей Яковлевич никогда не включал в книги, которые выходили после войны. Зато о своих романтических приключениях подробно написала та, кому он писал из Сталинграда…

Прочитать ещё

В конце февраля этого года в Боровске (Калужская область) состоялся круглый стол под названием «Нет на свете наград, что достойнее памяти сердца». Он был посвящен прежде всего 75‑летию Сталинградской Победы.
27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Для волгоградки Марии Израилевны Зайды это не просто календарная дата. Подростком она увидела 85 лет назад то, что надолго стало кошмаром ее жизни. Тогда, в 1938-м, людей травили и убивали только за то, что они евреи. Ее семья спаслась чудом, через Чехословакию и Польшу добравшись до СССР. Эта страна стала ее новой родиной, а в Сталинграде она обрела дом. Мы разговаривали в ее волгоградской квартире, и порой просто не верилось, как эта милая женщина смогла перенести испытания, выпавшие на ее долю...