Сталинград стал одним из первых советских городов, где увековечили память генерала Николая Берзарина. Имя этого полководца известно главным образом историкам. Его боевой путь не проходил через Сталинград и не связан напрямую с битвой на Волге. Но одной из первых улицу именем Берзарина назвали в строящемся после войны Сталинграде.

Гонял на мотоцикле

Это произошло 13 февраля 1956 года по решению исполкома горсовета № 3/74. Улица имени Берзарина появилась в Сталинском районе (так тогда назывался Дзержинский). До сих пор неизвестно, кто был инициатором идеи. Приложений к выписке из протокола не сохранилось, за исключением списка участников заседания.

Существует несколько версий появления в Сталинграде улицы имени генерала Берзарина. Это могла быть инициатива «сверху», например, Георгия Жукова: тот был высокого мнения о генерале, которого он назначил первым комендантом поверженного Берлина.

Возможно, автором идеи был Василий Чуйков, чья 8-я гвардейская армия вместе с 5-й ударной армией Николая Берзарина брали Берлин. К слову: если 62-я армия Чуйкова сыграла решающую роль в разгроме 6-й армии Паулюса под Сталинградом, то армия Берзарина добивала 6-ю реанимированную армию вермахта, носившую имя «Мстители за Сталинград», на территории Молдавии.

Есть версия, что решение назвать улицу в честь Берзарина связано с именем Сталина: к тому времени вождь народов уже умер, но было известно, что, получив сообщение о гибели Берзарина, он назвал его «генералом-хулиганом», так как тот предпочитал при езде по городу, где остались «вервольфовцы», мотоцикл, а не машину.

И все же, скорее всего, инициатива назвать одну из улиц Сталинграда именем Берзарина исходила от солдат, служивших в его 5-й ударной армии, освобождавших столицу Германии и участвовавших в работе советской военной администрации в Германии (СВАГ).

Николай Берзарин родился в Санкт-Петербурге в 1904 году в пролетарской семье. Рано потеряв родителей, вступил в Красную армию. После Гражданской войны служил в Сибири, в Хабаровске, на Дальнем Востоке. За храбрость и мужество, проявленные в боях у озера Хасан, японцы прозвали его «Уссурийский тигр». Под этим именем он вошел в картотеку вермахта.

Берзарин – один из 4 советских командармов, прошедших всю Великую Отечественную с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года. Командовал 27-й, 34-й, 39-й и 5-й ударной армиями РККА, награжден многочисленными орденами и медалями, Герой Советского Союза, кавалер французского ордена Почетного легиона. В руки Николая Берзарина было передано легендарное Красное знамя, снятое с купола Рейхстага, для доставки в Москву.

Наладил мирную жизнь

В СССР хорошо знают, что оставили после себя нацисты: сожжено 1710 городов и свыше 70 тыс. сёл. Погибло 27 млн человек. После Победы все ждали, как поступит Советская армия с гражданским населением Берлина. В столице проживало около 3 млн человек, в основном женщины, дети и старики.

Уцелело 370 тыс. квартир без водопровода, канализации и электричества, 1/3 улиц перестали существовать, разрушены больницы, осталась 1/4 часть коек. За 3 дня до вступления нашей армии в Берлин была отменена карточная система, что привело к исчезновению продуктов с прилавков.

Послевоенное присутствие СССР на территории Германии сейчас подается на Западе в основном негативно. Но вот факты говорят о другом. За 54 дня пребывания Николая Берзарина на посту военного коменданта Берлина удалось наладить снабжение города: каждый житель получал в неделю до 3 кг хлеба – как и в СССР, 500 г мяса, 1,5 кг сахара, натуральный кофе (Микоян приказал заменить суррогатный на молотый), овощи и молочные продукты.

В школах появились бесплатные обеды, на улицах берлинцев кормили советские военно-полевые кухни. У мирных немцев появился «берзаринброт» («берзаринский хлеб») и «берзаринмильх» («берзаринское молоко»). Был создан магистрат Берлина, состоявший из представителей различных партий.

В результате совместных усилий открыто 585 школ, 88 детских домов, 13 театров, 210 библиотек, 194 кинотеатра. К электричеству подключено 33 тыс. домов, свыше 400 парикмахерских, около 1,1 тыс. пекарен, почти 100 больниц, около 150 аптек.

Восстановлен аэропорт Тельмпельхоф. Возобновилось движение на некоторых автобусных линиях и метро, состоялись первые послевоенные концерты и спектакли, прошел первый футбольный матч, заработало радио, развивался автопарк, чему Берзарин уделял большое внимание, так как сам был заядлым мотоциклистом.

«...Мы не ожидали такого великодушия к немецкому народу, – говорил немецкий врач Шеффер. – Геббельс и его друзья доказывали, что вся интеллигенция будет выслана в Сибирь, народ Германии будет обречен на голод и вымирание. Жаль, что Геббельса нет, его можно было бы провести по улицам Берлина и показать, что народ не только не высылается в Сибирь, а даже получает высокую норму продуктов, все разрушенное по вине Гитлера и Геббельса восстанавливается русским командованием. Это лучший аргумент против нацистов...»

Загадочная гибель

Для берлинцев Берзарин был одновременно первым советским комендантом Берлина и начальником Берлинского советского военного гарнизона. На нем лежала ответственность и за гражданское население бывшей столицы рейха, и за действия наших солдат.

Когда 16 июня 1945-го генерал-полковник Николай Берзарин погиб в автокатастрофе, среди берлинцев поползли слухи, что это – дело рук остатков «вервольфа», так называемых народных ополченцев, устраивавших диверсии против красноармейцев.

В последний путь Берзарина пошли провожать тысячи немцев, были срезаны все розы в городских теплицах...

А вот после объединения Германии сенат Берлина в 1992 году внес изменения в список Почетных граждан Берлина (ПГБ), исключив из него 11 советских военачальников, в том числе и Николая Берзарина. Целых 10 лет длилась открытая дискуссия – в 2003-м советский генерал повторно был включен в ПГБ. Другого подобного случая в Германии не было.

P. S. Согласно официальной версии Берзарин погиб в автокатастрофе. Но все документы об этой аварии были засекречены. Волгоградские историки сейчас собирают любые свидетельства, связанные с событиями увековечения в Сталинграде памяти первого советского коменданта Берлина. Если вы обладаете такой информацией, обратитесь в редакцию.

Прочитать ещё

Самая большая оте­чественная пушка, исполинская гаубица, 21-метровый ствол орудия главного калибра для самых больших и мощных в мире кораблей – все эти чудеса военной техники в предвоенные годы были изготовлены в Сталинграде, некоторые в единственном экземпляре. Тем трагичнее, что практически все они в силу разных исторических обстоятельств были утрачены во время боевых действий. Наш военный обозреватель Александр Фолиев проследил судьбу орудий-рекордсменов, а помог ему в этом историк Анатолий Рябец.
Галина Николаевна Тимонина (Плаксиенко) в мае 1947 года приехала в Сталинград, будучи ещё школьницей – она как раз только что окончила 7-й класс. Ее отца-военнослужащего перевели с Северного Кавказа вместе с семьей в разрушенный войной, но постепенно возрождающийся к жизни город. В 75-ю годовщину победы в Сталинградской битве Галина Николаевна через свою внучку передала в редакцию «СП» письмо-поздравление любимому городу, который ещё в юном возрасте преподал ей очень важный жизненный урок.