Сталинград стал одним из первых советских городов, где увековечили память генерала Николая Берзарина. Имя этого полководца известно главным образом историкам. Его боевой путь не проходил через Сталинград и не связан напрямую с битвой на Волге. Но одной из первых улицу именем Берзарина назвали в строящемся после войны Сталинграде.

Гонял на мотоцикле

Это произошло 13 февраля 1956 года по решению исполкома горсовета № 3/74. Улица имени Берзарина появилась в Сталинском районе (так тогда назывался Дзержинский). До сих пор неизвестно, кто был инициатором идеи. Приложений к выписке из протокола не сохранилось, за исключением списка участников заседания.

Существует несколько версий появления в Сталинграде улицы имени генерала Берзарина. Это могла быть инициатива «сверху», например, Георгия Жукова: тот был высокого мнения о генерале, которого он назначил первым комендантом поверженного Берлина.

Возможно, автором идеи был Василий Чуйков, чья 8-я гвардейская армия вместе с 5-й ударной армией Николая Берзарина брали Берлин. К слову: если 62-я армия Чуйкова сыграла решающую роль в разгроме 6-й армии Паулюса под Сталинградом, то армия Берзарина добивала 6-ю реанимированную армию вермахта, носившую имя «Мстители за Сталинград», на территории Молдавии.

Есть версия, что решение назвать улицу в честь Берзарина связано с именем Сталина: к тому времени вождь народов уже умер, но было известно, что, получив сообщение о гибели Берзарина, он назвал его «генералом-хулиганом», так как тот предпочитал при езде по городу, где остались «вервольфовцы», мотоцикл, а не машину.

И все же, скорее всего, инициатива назвать одну из улиц Сталинграда именем Берзарина исходила от солдат, служивших в его 5-й ударной армии, освобождавших столицу Германии и участвовавших в работе советской военной администрации в Германии (СВАГ).

Николай Берзарин родился в Санкт-Петербурге в 1904 году в пролетарской семье. Рано потеряв родителей, вступил в Красную армию. После Гражданской войны служил в Сибири, в Хабаровске, на Дальнем Востоке. За храбрость и мужество, проявленные в боях у озера Хасан, японцы прозвали его «Уссурийский тигр». Под этим именем он вошел в картотеку вермахта.

Берзарин – один из 4 советских командармов, прошедших всю Великую Отечественную с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года. Командовал 27-й, 34-й, 39-й и 5-й ударной армиями РККА, награжден многочисленными орденами и медалями, Герой Советского Союза, кавалер французского ордена Почетного легиона. В руки Николая Берзарина было передано легендарное Красное знамя, снятое с купола Рейхстага, для доставки в Москву.

Наладил мирную жизнь

В СССР хорошо знают, что оставили после себя нацисты: сожжено 1710 городов и свыше 70 тыс. сёл. Погибло 27 млн человек. После Победы все ждали, как поступит Советская армия с гражданским населением Берлина. В столице проживало около 3 млн человек, в основном женщины, дети и старики.

Уцелело 370 тыс. квартир без водопровода, канализации и электричества, 1/3 улиц перестали существовать, разрушены больницы, осталась 1/4 часть коек. За 3 дня до вступления нашей армии в Берлин была отменена карточная система, что привело к исчезновению продуктов с прилавков.

Послевоенное присутствие СССР на территории Германии сейчас подается на Западе в основном негативно. Но вот факты говорят о другом. За 54 дня пребывания Николая Берзарина на посту военного коменданта Берлина удалось наладить снабжение города: каждый житель получал в неделю до 3 кг хлеба – как и в СССР, 500 г мяса, 1,5 кг сахара, натуральный кофе (Микоян приказал заменить суррогатный на молотый), овощи и молочные продукты.

В школах появились бесплатные обеды, на улицах берлинцев кормили советские военно-полевые кухни. У мирных немцев появился «берзаринброт» («берзаринский хлеб») и «берзаринмильх» («берзаринское молоко»). Был создан магистрат Берлина, состоявший из представителей различных партий.

В результате совместных усилий открыто 585 школ, 88 детских домов, 13 театров, 210 библиотек, 194 кинотеатра. К электричеству подключено 33 тыс. домов, свыше 400 парикмахерских, около 1,1 тыс. пекарен, почти 100 больниц, около 150 аптек.

Восстановлен аэропорт Тельмпельхоф. Возобновилось движение на некоторых автобусных линиях и метро, состоялись первые послевоенные концерты и спектакли, прошел первый футбольный матч, заработало радио, развивался автопарк, чему Берзарин уделял большое внимание, так как сам был заядлым мотоциклистом.

«...Мы не ожидали такого великодушия к немецкому народу, – говорил немецкий врач Шеффер. – Геббельс и его друзья доказывали, что вся интеллигенция будет выслана в Сибирь, народ Германии будет обречен на голод и вымирание. Жаль, что Геббельса нет, его можно было бы провести по улицам Берлина и показать, что народ не только не высылается в Сибирь, а даже получает высокую норму продуктов, все разрушенное по вине Гитлера и Геббельса восстанавливается русским командованием. Это лучший аргумент против нацистов...»

Загадочная гибель

Для берлинцев Берзарин был одновременно первым советским комендантом Берлина и начальником Берлинского советского военного гарнизона. На нем лежала ответственность и за гражданское население бывшей столицы рейха, и за действия наших солдат.

Когда 16 июня 1945-го генерал-полковник Николай Берзарин погиб в автокатастрофе, среди берлинцев поползли слухи, что это – дело рук остатков «вервольфа», так называемых народных ополченцев, устраивавших диверсии против красноармейцев.

В последний путь Берзарина пошли провожать тысячи немцев, были срезаны все розы в городских теплицах...

А вот после объединения Германии сенат Берлина в 1992 году внес изменения в список Почетных граждан Берлина (ПГБ), исключив из него 11 советских военачальников, в том числе и Николая Берзарина. Целых 10 лет длилась открытая дискуссия – в 2003-м советский генерал повторно был включен в ПГБ. Другого подобного случая в Германии не было.

P. S. Согласно официальной версии Берзарин погиб в автокатастрофе. Но все документы об этой аварии были засекречены. Волгоградские историки сейчас собирают любые свидетельства, связанные с событиями увековечения в Сталинграде памяти первого советского коменданта Берлина. Если вы обладаете такой информацией, обратитесь в редакцию.

Прочитать ещё

27 февраля 1943 года в бою около деревни Чернушки Локнянского района Калининской (ныне – Псковской) области совершил свой подвиг 19‑летний стрелок-автоматчик 2‑го отдельного стрелкового батальона 91‑й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина 6‑го Сталинского добровольческого стрелкового корпуса сибиряков Александр Матросов, закрыв собой амбразуру вражеского дзота.
Он работал на Сталинградском тракторном – когда началась война, записался в истребительный батальон. Устанавливал мины и обезвреживал смертельный металл, взрывал вражеские коммуникации. Ходил в рейды в тыл противника. Защищал Сталинград, освобождал Крым и Севастополь, дошел до Пруссии. Сегодня Владимир Федорович Ананьев, несмотря на почтенный возраст, один из самых активных участников ветеранского движения региона.