Всенародный любимец – советский и российский актер театра и кино Василий Лановой ушел из жизни в прошлом году. Это большая утрата и для поклонников таланта этого замечательного человека, и для его близких и друзей. Многие годы дружбы с Лановым связывали нашего земляка, генерал-майора ФСБ Владимира Светличного. Мы попросили его рассказать о том, каким был в обычной жизни блистательный актер.

ВСТРЕТИЛИСЬ ОФИЦЕРЫ

– Как началось наше знакомство? – переспрашивает Владимир Павлович Светличный. – Когда-то я был знаком с волгоградским журналистом, ныне покойным Анатолием Ясносекирским. В Москве он создал газету «Петровские ведомости». В ее редколлегию входил и народный артист СССР Василий Лановой.

Было жаркое лето 2005 года. Генерал Светличный только уволился с воинской службы и устроился работать на металлургический завод заместителем гендиректора, и вдруг – звонок от Ясносекирского:

 «Можешь принять Ланового? Он хочет приехать в Волгоград. Но есть одно условие. Василия Семеновича обязательно надо встретить в военной форме. Это его желание».

– Я оторопел, – вспоминает Светличный. – Лановой был для меня кумиром, особенно после фильма «Офицеры». Да и не только для меня – для всей страны! Но какая военная форма?! В Волгограде жара 40 градусов! Но что было делать? В назначенное время облачаюсь в мундир. Мою служебную машину пропустили прямо к трапу. Вышел Василий Лановой, за ним – шлейф поклонников. Так мы и познакомились.

Светличный организовал для Ланового встречу с коллективом завода «Красный Октябрь». Актер восхищался: «Вот это сила! Вот где державная мощь!»

– Главное, на что он обращал внимание, – сохранение традиций, – вспоминает Светличный. – Его познакомили со сталеваром чуть ли не в 7-м поколении, и Лановому это очень понравилось.

Была поездка и в госпиталь ветеранов войн, Лановой там выступил: много рассказывал о себе, о съемках фильмов.

– Именно тогда я узнал, что родом Лановой был из бедной украинской семьи, – говорит Светличный. – Он с детства сильно заикался – от испуга, когда один из фашистов дал очередь из автомата прямо у него над головой, потом очень долго от заикания лечился.

Светличный и Лановой на встрече с волгоградскими ветеранами военной контрразведки.

СВЯЩЕННЫЙ РИТУАЛ

В следующий свой приезд в Волгоград Василий Семенович Лановой посетил организацию волгоградских ветеранов военной контрразведки. Интересовался их работой, ее спецификой. Побывал, конечно, и на Мамаевом кургане.

А генерала Светличного актер много расспрашивал об участии в боевых действиях на Северном Кавказе во время второй чеченской кампании.

– Лановой очень переживал за будущее России, – вспоминает Светличный. – Сетовал, что люди стали далеки от культуры, почти перестали читать. Молодое поколение, говорил он, увели от прежних ценностей, а нового не дали ничего.

Василий Лановой приезжал в Волгоград еще несколько раз, в основном зимой – на торжества в честь победы наших войск под Сталинградом. Церемония была для него священным ритуалом.

МАНГАЛ ДЛЯ ГОСТЯ

– Как‑то я захотел сделать Лановому подарок, – говорит Светличный. – Мне подсказали, что у него есть дача и нужен хороший мангал. Я попросил волгоградца Александра Малышева, члена Гильдии художников декоративно-прикладного искусства, сделать особенный мангал – на тему петровской эпохи. Петра I Лановой боготворил.

Мангал внушительных размеров мастер выковал в форме морского ботика петровской эпохи, отполировал его и подчернил, отделал медью – подарок получился роскошный.

– В Москве Василий Лановой встретил нас с этим мангалом прямо на вокзале и был в восторге от подарка, – вспоминает Светличный. – А когда он приехал в очередной раз в Волгоград, я привел его в свой гараж. Он у меня необычный, с пристройкой, где хранится множество подаренных мне на Кавказе вещей. Я хотел вручить Лановому саблю.

Но он вдруг заинтересовался одним фото, на котором была изображена мама Владимира Светличного, и сказал:

«Твоя мама и моя мама – это просто одно лицо!»

– Потом я как‑то увидел кадры «Бессмертного полка», – вспоминает Светличный. – Лановой шел с портретом мамы. И действительно – одно лицо с моей, Надеждой Федоровной…

Лановой и Светличный на заводе «Красный Октябрь».

«МНЕ ЖИЗНЬ НЕ ДОРОГА, БЫЛА Б ЖИВА РОССИЯ!»

Последняя встреча генерала Светличного и народного артиста Ланового была 2 февраля 2020 года.

Обычно, когда гость собирался в Волгоград, он предварительно звонил, но в этот раз вдруг приехал без предупреждения.

– Встретились на возложении венков, – вспоминает Светличный. – Холодно было, ветер. Я пригласил его к себе домой. А он ответил: «Извини, Володя, не могу. Очень люблю сталинградскую землю, но мне взяли билет на ближайший рейс. Когда будешь в Москве, заходи».

Больше они не встретились.

28 января 2021 года Василия Ланового не стало...

– Он был убежден, – говорит Светличный, – что наша страна стала державной во времена Петра и обожал его слова: «Мне жизнь не дорога, была б жива Россия!». Лановой был влюблен в СССР, часто и много говорил о величии Сталина. Он очень хотел, чтоб наша страна была могущественной всегда, а ее народ – процветающим и счастливым. Россия для него была всего важнее в жизни...

Прочитать ещё

Одним из первых на ближних подступах к Сталинграду встретило врага в 1942-м село Алексеевка, ныне – поселок им. Максима Горького. Ожесточенные бои шли за узловую железнодорожную станцию Воропоново. Почти вся 35-я гвардейская дивизия полегла в этих местах вместе с комдивом Василием Глазковым. Более ста бойцов погребены в братской могиле в центре поселка. Здесь, у обелиска, часто проводят свои мероприятия ученики и педагоги средней школы № 15.
Среди специалистов нередко можно услышать, что существенный вклад в разработку методов стрельбы из противотанковых ружей по немецким самолетам внес стрелок-бронебойщик 284‑й стрелковой дивизии Дмитрий Шумаков. Однако почему тогда за это изобретение его не наградили? Невозможно найти об этом ни воспоминания ветеранов, ни документов. Так кому же тогда на самом деле принадлежит гениальное ноу-хау времен Сталинградской битвы?