Ставшая хрестоматийной фотография «Наступающие под Сталинградом советские войска: «Катюши» и танки Т-34» сделана известным фотокорреспондентом газеты «Правда» Александром Устиновым. Это фото наверняка знакомо тем, кто интересуется военной историей, однако немногие знают, на каком именно автомобиле смонтирована установка БМ-13.

Очевидно, что автомобиль ленд-лизовский, но при этом отличается конструкцией кабины (крыльев прежде всего) от легендарного грузовика Studebaker US 6. Внести ясность в этот вопрос мы попросили известного волгоградского оружиеведа, ведущего хранителя музейных предметов музея-панорамы «Сталинградская битва» Ивана Короткова:

– Скорее всего, это GMC ССКW-352 / 353 – многофункциональный 2,5тонный трехосный полноприводный грузовой автомобиль с колесной формулой 6х6 или 4х6. В СССР начиная с 1942 года из США по ленд-лизу поступило 5992 машины. Наши инженеры вели работы по монтажу метательных установок для снарядов М-13 на доработанные шасси. Но чаще всего для «Катюш» применяли автомобили Studebaker US 6.

Такие военные грузовики концерн General Motors выпускал в 1941‑1945 годах (всего было выпущено 562  570 машин). В американской армии грузовик получил прозвище «Джимми», или «Две с половиной». В нашей армии, даже в официальных документах, автомобиль называли «Джиемси».

Легендарный грузовик – экспонат выставки «Моторы войны».

По мнению некоторых экспертов, именно GMC ССКW-352 / 353 – лучший грузовой автомобиль Второй мировой войны. Сегодня этот отреставрированный до ходового состояния автомобиль можно увидеть на выставке «Моторы войны» в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

Прочитать ещё

Пожалуй, каждый офицер Советской Армии знал название одной из старейших и самых «титулованных» дивизий – 24‑й мотострелковой ордена Октябрьской революции, трижды Краснознаменной, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Железной дивизии. В просторечии ее называли «Железка». Если говорить о 105 стрелковых дивизиях, участвовавших в Сталинградской битве, именно у этой самая необычная история. И в ней самое непосредственное участие принял простой колхозник Дмитрий Тяпин (1879-1975).
В семье нашего земляка бережно хранится фронтовая награда командира Алексея Варавина – орден Александра Невского. В конце июля 42-го в СССР был учрежден орден Александра Невского. Им награждались командиры Красной Армии от взвода до дивизии – «за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину».