В декабре 1942 года под Сталинград прибыли недавно сформированные новые части – отдельные гвардейские танковые полки. Они были созданы для прорыва укрепленных оборонительных рубежей противника. Звание «гвардейских» (со всеми полагающимися льготами личному составу) полкам присваивалось сразу при формировании. Зря это не делалось – к концу января 43-го в этих полках оставалось по два-четыре исправных и боеспособных танка.

Эти полки были вооружены танками КВ-1С, а 47-й и 48-й – английскими танками 
Mk IV «Черчилль», которые поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Есть устойчивый исторический штамп о «сложной судьбе танка КВ-1». Напомним, что так назывались советские тяжелые танки, выпускавшиеся с 40-го по 43-й годы. Буквы КВ в названии расшифровываются как «Клим Ворошилов».

Действительно, КВ-1 был первым отечественным серийным танком с противоснарядным бронированием. Собранные в нем технические решения во многом соответствовали мировым тенденциям танкостроения. В первые месяцы Великой Отечественной войны ему могли успешно противостоять только 105-мм гаубицы и 88-мм зенитные орудия вермахта.

Однако к лету 1942 года КВ-1 стал быстро утрачивать свои преимущества, а их качество падало. Выходом из такого положения в условиях войны стала модернизация. Считается, что создание танка КВ-1С было «модернизацией средней глубины танка КВ-1». Работы по созданию КВ-1С были проведены в весьма короткий срок – официально они начались после постановления ГКО № 1878сс от 5 июня 1942 года. Танк 
КВ-1С был принят на вооружение 20 августа 1942 года. Обозначение «1С» – «скоростная» модификация танка КВ-1.

Подбитые советские танки КВ-1С и Т-34-76. 1943 год

В новой машине масса была снижена за счет уменьшения толщины брони. А одновременно вместе с этим разработчики устранили различные крупные и мелкие конструктивные недостатки, присущие КВ-1. Например, впервые на оте-чественных танках была установлена командирская башенка. Скорость заметно возросла, хотя защитные качества корпуса и башни уменьшились.

С октября 1942 года КВ-1С стали поступать в войска – во вновь формируемые отдельные гвардейские танковые полки прорыва. «Фронтовой дебют» КВ-1С и танковых полков прорыва состоялся в ходе операции «Уран».

После ликвидации окруженной группировки немцев под Сталинградом танки КВ-1С принимали участие в летней кампании 1943 года – на Курской дуге, под Ленинградом и на Северном Кавказе. К 1945 году в армии сохранились единицы этих боевых машин. Поэтому до наших дней в музеях и мемориалах представлены лишь единицы КВ-1С. Один из них находится в экспозиции Музея Победы в Москве (на фото).

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

Советский истребитель И-16 (истребитель шестнадцатый) в предвоенные годы был одним из лучших истребителей в мире, а в нашей стране, возможно, и самым известным самолетом. На нем летают герои кинофильма 1939 года «Истребители», его изображения на многочисленных агитационных плакатах того времени.
15 декабря 1942 года саратовский колхозник Ферапонт Головатый передал государству личные 100 000 рублей на постройку боевого самолета. По возрасту Ферапонт Петрович, участник Первой мировой и Гражданской войн, Георгиевский кавалер, не подлежал призыву в армию. К тому же, на его попечении оставались девять внуков. Тогда он решил помочь армии материально.