Вклад контрразведчиков в разгром врага под Сталинградом многие годы оставался в тени. Только недавно ряд документов, рассказывающих об этом, появился в открытом доступе. Предлагаем фрагмент воспоминаний полковника запаса Ивана Пантелеева, в годы войны начальника Эрленбахского районного отделения НКВД, о борьбе с агентурой противника.

«...Агенты выбрасывались на парашютах в ночное время в степи, вдали от населенных пунктов. Большинство из них были снабжены офицерскими удостоверениями личности, военными билетами или паспортами и другими фальшивыми документами. Первая группа агентов-парашютистов была переброшена в район Сталинграда с чисто разведывательными целями», - рассказывал Пантелеев.

Тогда радист и его помощник должны были собрать сведения об организации обороны города, количестве и дислокации находящихся там войск. Но…

«...Мы захватили эту группу через несколько часов после ее выброски. В ходе допросов у нас создалось впечатление, что радист и его напарник искренне раскаиваются в своих преступлениях и дают правдивые показания...» – пишет Пантелеев.

Тогда было решено ответить немецкой разведке хитростью на хитрость. В тот же день радисту предложили участвовать в разговоре по радио с его разведорганом:

«... Я доложил руководству свое положительное мнение о радисте, но сомнения меня не оставляли. А вдруг продаст? Ведь чтобы поставить в известность развед-
орган, что его агент работает под контролем, достаточно небольшой, незаметной для других условности в радиограмме. В этом случае противник стал бы нас водить за нос, отвлекать от его реально действующих каналов связи…»

Первый сеанс между агентом и немецким разведорганом прошел благополучно. Последующие все более убеждали чекистов, что агент работает добросовестно:

«...Окончательно мы убедились в этом, когда немцы радировали агенту, чтобы он подготовил необходимые условия для встречи других парашютистов, переброска которых намечена на ближайшие дни. Через некоторое время противник перебросил еще две диверсионно-разведывательные группы, которые были нами сразу захвачены…»

Потом гитлеровская контрразведка предпринимала немало усилий, дабы организовать диверсии на железнодорожной дороге Сталинград – Владимировка, но все попытки были безуспешны.

Прочитать ещё

«Сталинградский бронепоезд» – этим материалом в ноябре минувшего года наша газета открыла еще одну, не очень известную страницу великой битвы на Волге: речь шла о подвиге тех, кто создавал бронепоезда и кто на них отважно сражался с фашистами. И сразу же в нашу редакцию пришли отклики, в том числе от краеведов, изучающих эту часть героической Сталинградской летописи. Благодаря нашим неравнодушным читателям история подвига бронепоездов во время Великой Отечественной войны дополнилась новыми фактами и свидетельствами.
Начало созданию штрафных подразделений в годы Великой Отечественной войны положил приказ Сталина № 227 от 28 июля 1942 года «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» – или приказ «Ни шагу назад!».