Наш земляк, ветеран войны, участник Сталинградской битвы, освободитель Прибалтики и Восточной Европы, член Союза писателей России Павел Павлович Плотников 23 марта этого года отметил столетие. Гвардии полковник в отставке он награжден тремя орденами и шестнадцатью медалями. Сейчас Павел Павлович живет в Карелии, в Костомукше. Неравнодушный, интересующийся всем, неутомимый Павел Павлович ведет огромную просветительскую и патриотическую работу с подростками и молодежью. С ветераном связалась наш корреспондент Марина Злобина, и ей фронтовик рассказал, как он встретил 9 Мая 1945 года.

...Приближающийся конец войны мы чувствовали всеми фибрами исстрадавшейся по нему нашей души, со дня на день предвкушали приближающуюся Победу. Сообщение Совинформбюро о падении Берлина я услышал вечером 2 мая 1945 года, находясь в Малом театре. Прямо во время действия ктото из администрации вышел на сцену и сообщил всем присутствующим эту несказанно радостную весть. В едином порыве весь зал встал, и долго-долго не умолкали аплодисменты. Думаю, за всю свою долгую и славную историю театр ничего подобного не переживал.

И если вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну 22 июня 1941 года явилось для всего советского народа подобно грому среди ясного неба, когда, казалось, разверзлась земля и почернело небо, то к желанному Дню Победы он шел 1418 тяжелейших и кровавых дней и в мае 1945 года был психологически к нему подготовлен, воспринял его как само собою разумеющееся, как великий Праздник.

9 мая 1945 года был объявлен праздником Победы. В тот день никто никого не звал, никто никого не вел, но все  от мала до велика высыпали на балконы, во дворы, на площади, и народное ликование продолжалось весь день, вечер и до глубокой ночи.

Павел Павлович Плотников с сыном Андреем, внуком Тимуром, правнуком Львом (14 лет), правнучками Евой (5 лет) и Никой (2 года).

Вместе с москвичами торжествовала и сама природа. Накануне прошли дожди, а в среду, 9 мая, столица была залита солнцем. Многие устремились к центру, на Красную площадь. Людской поток и меня вынес туда – что здесь творилось! Московское небо, стены и башни Кремля, собор Василия Блаженного, здание Исторического музея, Замоскворечье – все было освещено лучами прожекторов, множеством разноцветных фейерверков и вспышками тридцати залпов из тысячи орудий.

На Красной площади было столько народу, что яблоку негде было упасть. Людское море двигалось, колыхало и гудело. Женщины обнимали и целовали всех в военной форме, их поднимали на руки и подбрасывали вверх. Каждый тысячествольный залп орудий, каждая серия фейерверков сопровождались раскатистыми возгласами: «Ура-а-а!» Потом на какойто миг площадь затихала, словно удостоверяясь, а наяву ли все это? И снова взрывалась смехом, радостными возгласами и восклицаниями.

Без преувеличения можно сказать: многое повидала Красная площадь за свою многовековую историю, но то, что здесь происходило в первый день великой Победы, – это единственное и ни с чем не сравнимое событие. И пусть оно останется единственным навсегда!

Прочитать ещё

Свыше 50 типов самолетов освоил за 59 лет летной службы маршал авиации, Герой Советского Союза, Почетный гражданин города-героя Волгограда Иван Иванович Пстыго (1918-2009), свыше 7 тыс. часов налетал. Но самые памятные его бои были в небе над Сталинградом. Сражался он тогда на «летающем танке» – так прозвали штурмовик  Ил-2. В ноябре 1942-го Пстыго, уже будучи майором, командовал штурмовым авиационным полком. Ему было всего 25 лет.
К сожалению, Степан Елизарович не оставил воспоминаний, а о нем самом не написано книг. Хотя человек этот судьбы уникальной – ушел на фронт рядовым, в первых же схватках проявил героизм, стал командиром десантной роты. Воевал в Сталинграде, победу встретил в Берлине, за 4 года прошел путь до звания майора и стал дважды Героем Советского Союза. Увы, но пока единственный источник, проливающий свет на его фронтовой путь, – это наградные листы.