Единственный образец шанцевого инструмента, который знает, наверное, каждый, даже те, кто не служил в армии, – лопата. Не обычная, а большая саперная лопата БСЛ-110. Она входила, входит и еще долго (судя по всему, не одно десятилетие) будет входить в комплекты всей – абсолютно! – советской и российской военной техники и вооружения.

Удивительно, но даже во всезнающем Интернете об этой лопате только и сказано: «Длина ее, от острия стального лотка до конца рукоятки (черенка), – ровно 110 см. Ширина стального лотка – ровно 20 см. Высота стального лотка – 25 см». Да, еще главная особенность: удерживается стальной лоток на черенке с помощью особого обжимного кольца. Это кольцо всегда и отличало БСЛ-110 от других типов и видов лопат.

А вот историю создания лопаты нигде не написали. Но нам помог волгоградский оружиевед, ведущий хранитель музейных предметов музея-панорамы «Сталинградская битва» Иван Коротков:

– Большая лопата для пехоты и кавалерии русской армии как шанцевый инструмент официально существует с 1874 года, хоть и появилась немного раньше. Добавлю, только одна – так называемая «лопата Тотлебена». Вообще само слово «шанцевый» связано со строительством укреплений, шанцев, как их называли в старину. И, естественно, с развитием оборонительных сооружений шло зарождение и развитие инженерных (пионерных) подразделений и частей, на снабжении которых и находился шанцевый инструмент, одним из которых как раз и была лопата.

Первые официально принятые в спецподразделениях русской армии лопаты-заступы относятся к правлению Петра I. Они были с кованым трапециевидным небольшого размера лотком и поперечной планкой. В начале XIX века меняется лоток и исчезает поперечная планка. В 1860 году «петровскую» заменили сразу три типа лопат: две возимых в обозах для различного типа грунта и одна переносная.

В 1866‑м опять вернулись к одному типу лопаты, но она отличалась повышенным весом. И вот в 1871 году появляется в войсках «нормальная лопата», или «лопата Тотлебена». Пройдя ряд небольших усовершенствований, сохранив свои начальные размеры, она к началу XX века превратилась в то, что мы сейчас называем БСЛ-110.

– Многие удивляются: неужели изобретатель БСЛ-110 – выдающийся русский военный инженер, инженер-генерал, граф Эдуард Иванович Тотлебен (1818-1884), герой Крымской и русско-турецкой войн? Но это действительно так, и все 145 с лишним лет она верно служит нашим солдатам, – завершил свой рассказ Иван Коротков.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

В одной из публикаций мы рассказывали о героях очерка Василия Гроссмана «Сталинградская армия». В частности, упоминали об одном из них – сержанте Илье Брысине. Гроссман описывал его как «красивого, смуглого, не ведающего страха в своем буслаевском удальстве, дравшегося один против двадцати в пустом двухэтажном доме». Нам удалось узнать некоторые подробности биографии героя.
В иерархии советских наград ордена Славы и «Победа» занимали, образно говоря, крайние точки. Первый могли получить рядовые, сержанты и старшины, второй был высшей военной наградой СССР, которой, согласно статуту, отмечался только командный состав. А указ об учреждении этих орденов был подписан 8 ноября 1943 года, напоминает наш военный обозреватель Александр ФОЛИЕВ.