25 октября 1942 года в районе Нижнего поселка завода «Баррикады» совершил свой подвиг легендарный связист – Матвей Путилов.

В тот день нарушилась проводная связь штаба с домом, в котором двое суток находилась в окружении группа советских бойцов.

Майор Дятленко, начальник штаба 339-го стрелкового полка 308-й стрелковой дивизии, где служил сержант Путилов, дважды отправлял связистов устранить повреждения. Но они погибали под обстрелом, не выполнив задания. Наконец, приказ устранить повреждение связи получил сам командир отделения связи Матвей Путилов.

Путилов Матвей Мефодиевич

Он пополз к поврежденному проводу и немедленно получил ранение в плечо. Несмотря на сильную боль, отважный связист продолжил выполнение задания. И очень скоро был ранен повторно – на этот раз осколок мины раздробил ему руку. Потеряв возможность действовать рукой и чувствуя, что вот-вот потеряет сознание, Матвей Путилов зубами зажал концы провода. Через его тело прошёл ток, но связь при этом была восстановлена.

Позже его так и обнаружили однополчане – мёртвым и с зажатым проводом в зубах. На момент гибели Матвею Путилову было всего 19 лет.

Подвиг Матвея записал неизвестный политрук. Копии написанной от руки листовки, рассказывающей о подвиге Матвея Путилова, разошлись по всему фронту. Они призывали солдат  быть такими же стойкими,  как Матвей Путилов.

Несмотря на героическую смерть, достойной награды сержант Путилов не получил даже посмертно (как, впрочем, и вообще какой-либо награды) – ведь звание Героя Советского Союза не присваивалось детям «врагов народа».

Как оказалось, Матвей был сыном ссыльных раскулаченных сибирских крестьян. Его родители погибли от холода и истощения по пути в ссылку, на тот момент Матвею было восемь лет, а его младшему брату Ивану – всего пять. Мальчики оказались в Шайтанском детдоме Берёзовского района вместе с такими же детьми «спецконтингента». 

И это клеймо будет впоследствии стоять на нем не только при жизни, но даже и после смерти. Его подвиг на долгие 25 лет предадут забвению.

Подвиг Матвея Путилова. Фрагмент панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»

Его сослуживец, политрук 308-й стрелковой дивизии Михаил Лазаревич Ингор,  настойчиво добивался восстановление справедливости и возвращение имени героя из небытия. Он неустанно собирал по крупицам информацию о героическом связисте, разыскивал его родственников и оббивал пороги инстанций.

Только в 1968 году Матвей Путилов посмертно получил орден  Отечественной войны II степени. 12 июня его наградной лист подписал сам маршал А.И. Еременко. По желанию Ивана Путилова, брат Матвея, орден отправился на вечное хранение в музей вооруженных сил СССР.

Сейчас имя Матвея Путилова и его подвиг широко известны. Его именем названы улицы в Минске и в городе Березове, на Мамаеве кургане есть мемориальная плита, на которой начертано имя легендарного связиста.

А листовка ««Сталинградец! Будь стойким, как Матвей Путилов!»», та самая, написанная цветными карандашами на небольшом клочке бумаги, хранится в фондах волгоградского музея-заповедника «Сталинградская битва».

Прочитать ещё

15 декабря 1942 года саратовский колхозник Ферапонт Головатый передал государству личные 100 000 рублей на постройку боевого самолета. По возрасту Ферапонт Петрович, участник Первой мировой и Гражданской войн, Георгиевский кавалер, не подлежал призыву в армию. К тому же, на его попечении оставались девять внуков. Тогда он решил помочь армии материально.
«Легендарные радисты Сталинграда» – так в своих мемуарах маршал Иван Пересыпкин, начальник войск связи Сухопутных войск СССР, назвал сталинградцев братьев Валентина и Михаила Феофановых. И вот почему.