В общественном музее истории связи и радиолюбительства Царицына-Сталинграда-Волгограда есть стенд «Они были первыми». На нем – фото родоначальников сталинградского радио. Есть в их числе и человек с уникальной судьбой – Дмитрий Георгиевич Белов. Наш земляк, которому довелось состоять в разведсети под руководством знаменитого советского суперагента Кима Филби.

В 1929 году в Сталинграде появились первые радиолюбители и радиокружки. С энтузиазмом отнеслась к радиоделу местная молодежь. С удовольствием мальчишки и подростки занимались в Сталинградском радиоклубе, который был тогда основан во дворе нынешнего главпочтамта, в одной из комнат здания Биржи труда.

– Все эти люди, – рассказывает директор музея, мастер спорта СССР, почетный радист РФ Валерий Полтавец, – прошли в Сталинграде хорошую школу радиодела. Все они вошли в состав Сталинградского отделения Общества друзей радио, которое возникло в СССР в 1929 году. Они и создавали в городе радиосвязь. При их участии построен был, к примеру, в 1933‑м радиоцентр в пос. Верхняя Ельшанка. Одним из этих юношей и был сталинградец Дмитрий Белов.

В 1930 году он окончил Рабоче-крестьянский университет радио, немногим ранее открывшийся в Ленинграде. Тремя годами позже ему было выдано удостоверение, разрешающее выходить в эфир самостоятельно. Тогда же ему был присвоен позывной – EU 4EG.

Дмитрий Белов стал со временем автором 17 книг о радио и радиосвязи. Две из них, изданные на польском языке, в 1984‑м он подарил волгоградским коллегам.

– Почему именно на польском? Да потому, что после войны Белов был начальником управления связи военно-морского флота Польши, – пояснил Полтавец. – Но это было только начало его послевоенной деятельности. Была и последующая – в 50‑60‑е, когда он был отправлен, по его словам, куда‑то на особую учебу. Что это была за учеба, долгое время не было известно никому даже из близких и друзей Белова.

В Сталинград Дмитрий Георгиевич вернулся в 61‑м. О том, где он так долго был, чем занимался, долго никому не рассказывал. Но все‑таки признался однажды, что пребывал на территории Великобритании, где состоял в разведывательной сети суперагента Кима Филби. Судя по всему занимался в ней обеспечением связи.

Однако советских разведчиков предали, их разведсеть начали крушить. Одних арестовали, но некоторым, включая Белова и самого Кима Филби, удалось вовремя скрыться.

В СССР Дмитрию Белову довелось возвращаться дальним кружным путем, через Турцию. Потом уже Дмитрий Георгиевич приехал в Волгоград. Здесь он как опытнейший радиолюбитель вскоре стал руководить радиокружком в волгоградском Доме пионеров, располагавшемся тогда в подвале здания нынешнего областного краеведческого музея. Через несколько лет Белов уехал к родственникам на Украину. Больше сведений  о нем найти нам не удалось...

А в волгоградском музее истории связи и радиолюбительства память о Дмитрии Белове, кроме фото на стенде «Они были первыми», хранят две подаренные им книги и магнитофон МАГ-8 – один из первых советского производства.

Прочитать ещё

В 1965 году в городе Остров Псковской области был открыт Островский краеведческий музей. Для музея 53 года, можно сказать, «юношеский возраст». Хотя интересного, побывав там, наш военный обозреватель Александр Фолиев нашел немало.
«Детский лагерь Саласпилс, кто увидел, не забудет»… Помните эту песню про изуверский фашистский концлагерь под этим названием? Тот самый, в котором гитлеровцы выкачивали кровь из советских детей, чтобы переливать ее немецким раненым солдатам? Волгоградка Вера Романенко провела в этом концлагере немалую часть своего военного детства… Накануне Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей, который отмечается 11 апреля, она рассказала о пережитом нашему обозревателю Александру Литвинову.