В свое время были самые разные предложения – как увековечить подвиг защитников волжской твердыни. Была, например, идея возвести на кургане пирамиду.

Символ коммунизма

К теме пирамиды в 1953 году обратилась творческая группа под руководством архитектора Сергея Нанушьяна. И это была не просто пирамида, а пирамида, так сказать, коммунистическая. То есть, «звездообразная» пирамида (по терминологии авторов проекта). В письме, адресованном Сталину, авторы отмечали:

«...Коммунистическая идеология все больше и больше овладевает умами трудящихся на всех пяти частях света, объединяя их вокруг символа коммунизма – пятиконечной звезды. Старые символические формы враждебны советской архитектуре, советская пирамида – отражение идей эпохи. Пирамида, построенная в Сталинграде, приведет к качественным изменениям в области архитектуры, равносильным революционным преобразованиям... ».

«Такой момент настал…»

По замыслу архитекторов, памятник, выполненный из светло-розового гранита, должен был занять возвышенность Мамаева кургана. Диаметр 820 м, общая высота 215 м, диаметр звездообразной пирамиды 392 м, ее высота 155 м. 2 февраля 1953 года, обеспокоенный тем, что долго не получает ответа на свое предложение, Нанушьян обращается к секретарю Сталинградского обкома Гришину:

«...В день 10-й годовщины победоносного завершения Сталинградской битвы со своими чаяньями и надеждами обращаемся к вам по поводу проекта памятника героям обороны Царицына и Сталинграда. Прошло пять месяцев с тех пор, как означенный проект, посланный на имя Иосифа Виссарионовича Сталина, был наеправлен главному архитектору Сталинграда тов. Симбирцеву на предмет обсуждения и заключения. До сих пор мы не получили ни одного сообщения о проекте. Нам это кажется странным. Памятник в самой идеальной объемно-пространственной форме отражает святая святых нашей жизни – символ коммунизма... Композицией Советской пирамидой, которую мы считаем самой типической и поэтому самым политически заостренным образом Советской архитектуры, должны быть заложены основы зодчества коммунистического общества… На решающих этапах истории зодчества наступают такие моменты, когда сила нового художественного образа оказывается достаточной, чтобы преодолеть препятствия. Нам кажется, что такой момент настал.

От имени авторов С. Нанушьян».

Последняя страница письма Сергея Нанушьяна Иосифу Сталину

«Не передает идеи борьбы и победы»

Между тем заключение по проекту скульптора С. Т. Коненкова, архитекторов С. С. Нанушьяна и Л. М. Нанушьяна было подготовлено уже в январе 1953-го. Экспертами по этому проекту выступили главный архитектор Сталинграда В. Н. Симбирцев и архитектор И. К. Белдовский, которые сказали: «Нет»:

«...Нет - хотя бы потому, что «пирамида была создана как гробница, и поэтому образ пирамиды не передает идеи борьбы и победы… Пирамида родилась как могучая архитектурная форма в ландшафте пустыни, как контраст к ее плоскости… Сооружение пирамиды на холмистой местности нелогично. Поместив внутри гробницы-пирамиды скульптуру «За мир», авторы пришли в противоречие с содержанием «борьбы за мир», сила которого заключается в вовлечении сотен миллионов людей в эту борьбу... ».

Один из самых претенциозных проектов, соавтором которого выступил архитектор Сергей Нанушьян, был, таким образом, решительно отвергнут. Но это была далеко не последняя идея, как увековечить на Мамаевом кургане победу советского народа в Великой Отечественной войне и в Сталинградской битве…

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

В утро первой бомбардировки Сталинграда я проснулся поздно. Закусив бурелым, но таким вкусным арбузом, услышал непрерывный гул самолетов, а вскоре и грохот бомб. Мне показалось, что клубы дыма поднимаются там, где стоит наш дом, и бросился туда что есть мочи.
В свои 15 лет я не так остро ощущал драматичность происходящего. Часто воспринимал смену обстоятельств как игру. И только когда опасность реально нависала над семьей, я воспринимал ее наравне со всеми.