«Сталинградский бронепоезд» – этим материалом в ноябре минувшего года наша газета открыла еще одну, не очень известную страницу великой битвы на Волге: речь шла о подвиге тех, кто создавал бронепоезда и кто на них отважно сражался с фашистами. И сразу же в нашу редакцию пришли отклики, в том числе от краеведов, изучающих эту часть героической Сталинградской летописи. Благодаря нашим неравнодушным читателям история подвига бронепоездов во время Великой Отечественной войны дополнилась новыми фактами и свидетельствами.

Паровоз против самолета

– 28‑й отдельный дивизион бронепоездов был сформирован в начале 1942 года в Оренбурге, – рассказывает краевед Александр Смирнов. – В феврале 1942‑го командиром назначили капитана Могилевцева, который прошел с дивизионом всю войну.

Составы бронепоездов строил Ташкентский паровозоремонтный завод: боевые поезда № 1 (с 5 декабря 1942 года – новый № 677) «Узбекистан» и № 2 (новый № 708) «Комсомол Узбекистана». Эти боевые платформы  дивизион получил в апреле 1942‑го.

Лейтенант Андрей Погребной (справа на фото – во время битвы, слева – после войны)
 в перерывах между боями в Сталинграде познакомился с девушкой по имени Юлия, с которой взял обещание писать ему. Эта встреча среди бомбежек и обстрелов стала для бойца любовью на всю жизнь. Воспоминания Погребного о Сталинградской битве вошли в книгу мемуаров «И в бою, и в труде».

Командиром первого стал лейтенант Иванов, потом – старший лейтенант Коныгин. Второй бронепоезд возглавил старший лейтенант Грешнов.

– В известной книге «Бронепоезда в Великой Отечественной войне» наши составы упомянуты лишь вскользь, поэтому я считаю исключительно важным  дополнять историю с использованием новых фактов, – считает историк-краевед.

23 июля 1942 года состав под номером 1 принял боевое крещение – своими зенитками отражал воздушную атаку фашистских самолетов, которые бомбили наши эшелоны на станции Арчеда.

Железнодорожное полотно оказалось усеяно воронками от бомб, но дорогу восстановили, и бронепоезд № 1 отправился на участок Калач-Карповская. Там он поддерживал легендарную 62‑ю армию Чуйкова.

5 августа состав перебросили на помощь 64‑й армии Шумилова, которая в это время сдерживала наступление 4‑й танковой армии Гота. Жестокие бои шли в районе Абганерово – разъезд 74‑й километр – Тингута – Тундутово – Сарепта.

8 августа бронепоезд № 1 выдержал 14 (!) налетов вражеской авиации в районе станции Тингута. Была полностью разрушена бронеплощадка, погибло семеро бойцов, 15 оказались тяжело ранены.

Но бронепоезд ответным огнем смог сбить два бомбардировщика противника. Наших убитых героев привезли на разъезд Чапурники и на следующий же день похоронили там в братской могиле.А бронепоезд поставили на ремонт. Его восстановили всего за два дня и снова отправили сражаться.

На братской могиле в Чапурниках

Переправа на плотах

10 августа страшному налету фашистской авиации подвергся бронепоезд № 2 – погиб один солдат, двое были ранены.

26 августа, дополняет рассказ коллеги кандидат исторических наук, заведующий Волжским музейно-выставочным комплексом Максим Опалев, по личному распоряжению командарма Толбухина 28‑й дивизион бронепоездов сделал огневой налет на скопление противника в балке Песчаная. 

В этом районе готовились к наступлению части 14‑й танковой и 94‑й пехотной дивизий немцев. По докладу разведки результаты стрельбы были успешными, немецкая атака сорвалась.

29 августа в связи с серьезным положением на фронте все имущество базы дивизиона на самодельных плотах переправили на левый берег Волги, откуда бронепоезда снабжались всем необходимым.

Для этого дивизион имел свою лодочную переправу через новое и старое русла и таким образом не зависел от армейских переправочных средств.

12‑14 сентября 1942 года сталинградские бронепоезда поддерживали части 138‑й стрелковой дивизии в районе Бекетовка-Купоросное, израсходовав при этом 1090 снарядов.

Дивизион имел свой наблюдательный пункт и постоянную связь с командирами полков. Это позволяло нашим бронепоездам успешно действовать, несмотря на то что железную дорогу постоянно разрушала артиллерия врага, и ее приходилось ежедневно восстанавливать.

2 октября части 64‑й армии перешли в наступление с задачей сковать южный фланг сталинградской группировки противника.

Дивизион двумя бронепоездами вел огонь по району Зеленой Поляны, где располагались немецкие батареи. Всего за октябрь 1942 года совершено 14 (!) налетов в поддержку 422‑й стрелковой дивизии, которая сражалась за Купоросную Балку и Купоросное.

При этом часть атак – например, 25 октября –  велись с открытых позиций, что требовало  особого мужества.

– Два месяца бронепоезда действовали на одном участке Бекетовка-Купоросное, открытом на всем протяжении и постоянно обстреливаемом немецкой артиллерией и минометами, – рассказывает Максим Опалев.– Выжидательные позиции находились в районе Лесобазы среди разбитых и сгоревших вагонов.

В период с 24 ноября по 12 декабря дивизион вел бои совместно с частями наступавшего 7‑го стрелкового корпуса.

И действовал дивизион  весьма активно – только за один день 8 декабря произвел 10 (!) налетов и уничтожил до 50 солдат противника, 2 дзота, 8 блиндажей и рассеял группу из 15 танков.

На братской могиле в Чапурниках

Всего за время боев под Сталинградом бронепоезда 28‑го дивизиона произвели 91 огневой налет, израсходовав около 10 тыс. снарядов. Было уничтожено 3 минометных батареи, 24 пулеметные точки, 4 склада, 10 дзотов, 19 блиндажей, подавлен огонь 14 минометных и 10 артиллерийских батарей, рассеяны до 8 рот пехоты и группа танков, сбито 2 самолета.

По итогам боев отмечалось, что «умелая маскировка и применение бронепоездов к местности, а также постоянное маневрирование дали возможность бронепоездам избежать больших потерь в материальной части и личном составе от огня артиллерии и авиации противника».

Передохнуть не дали

Во время сражений с участием сталинградских бронепоездов было много примеров настоящего героизма. Вот лишь одна история. Ее рассказала нам волгоградка Татьяна Рачина, долгое время проработавшая в заводской многотиражке «Каустика».

Наша коллега собрала сведения о славной судьбе работника волгоградского предприятия Андрея Погребного, воевавшего на бронепоезде во время Сталинградской битвы.

Его воспоминания вошли в книгу мемуаров ветеранов-химиков «И в бою, и в труде», вышедшую в 2007 году. Татьяна Рачина участвовала в ее подготовке и сохранила копию статьи из газеты «Правда» от 16 января 1943 года о подвиге Погребного.

В начале 1942 года после окончания Бакинского зенитно-артиллерийского училища его направили в Оренбург в запасной артиллерийский полк. Там формировался бронепоезд, нужен был командир взвода. Набрав команду, грозный состав отправился на защиту Москвы, но к основным боям не успел. Тем более что в Коломне на бронепоезд нужно было поставить пушки и другое вооружение. Вот как об этом вспоминал сам Андрей Погребной:

«...В это время разворачивалась битва на Волге. И уже в конце июля мы приняли участие в боях под Сталинградом – в районе Абганерово, Тингуты.

Перед нашим дивизионом была поставлена задача – держать оборону и не дать противнику пройти к Волге, но так как бронепоезд «привязан» к железной дороге, район действий был ограничен отрезком от Горной Поляны до Тундутово (ныне станция Канальная. – Прим.авт.). Особенно страшные бои шли в тех местах, где сейчас расположен профилакторий. Здесь погибло много наших воинов...».

9 августа бронепоезда выехали на огневые позиции, связались с пехотой и с помощью полученной информации подавили огневые точки противника. Однако и сами были подвергнуты налету вражеских бомбардировщиков, понесли потери. Но с помощью зенитных пулеметов, которыми был оснащен их бронепоезд, удалось сбить два самолета. 

Обелиск солдатам, сражавшимся в Сталинграде на бронепоездах.

Это было мощное преимущество бронепоезда перед танками, которые не могли сопротивляться атакам авиации в первой половине войны. Из мемуаров Погребного:

«...Кончилась вода – тяга‑то паровая! – и нам нужно было идти на заправку. Водонапорная башня в Тингуте оказалась разбита, в Чапурниках тоже. Заправиться водой мы смогли только в речпорту. День практически закончился.

На обратном пути часов в семь вечера встретили свой второй бронепоезд: в результате прямого попадания в башню он вышел из строя, были убитые, раненые. На следующий день почти то же самое повторилось уже с нашим бронепоездом...».

После завершения боев на южной окраине состав перебросили в Бекетовку – дальше к центру города пути были разбиты. Оттуда вели огонь по Ельшанке, кожзаводу – помогали 62‑й армии.

После войны коллектив  «Каустика» установил обелиск героям, сражавшимся на бронепоездах.

– Вместе с жителями Светлоярского района ухаживаем за братской могилой воинов, – говорит член совета ветеранов «Каустика» Василий Икленков.– И дважды в год – 19 ноября и 2  февраля – приезжаем в Чапурники со школьниками  отдать дань памяти героям.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

12 марта 1943 года в воздушном бою в районе поселка Купянск-Узловой в Харьковской области погиб командир эскадрильи 866 го истребительного авиационного полка капитан Иван ЧУЧВАГА. Через два месяца ему исполнилось бы 23. На своем горящем самолете он протаранил вражеский бомбардировщик…
15 декабря 1942 года саратовский колхозник Ферапонт Головатый передал государству личные 100  000 рублей на постройку боевого самолета.