Михайловский район – край испокон веков казачий. Множество местных казаков сложили свои головы, сражаясь за страну и народ. До недавнего времени, однако, не было в районе места, куда потомки-земляки могли прийти, чтобы почтить их память. Тогда жители хутора Безымянка сами воздвигли такой памятник.

Три двоюродных деда Александра Попова, атамана Безымянского хуторского казачьего общества, не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. Со временем он и его супруга Татьяна Анатольевна, завуч Безымянской школы, сумели разыскать места их гибели и захоронения. Их имена были занесены на памятник жителям хутора, погибшим на фронтах Великой Отечественной.

– Решив эту задачу, – рассказала Татьяна Попова, – мы с мужем вот над чем задумались. Ведь двое прадедов его также погибли за Россию более ста лет назад! Один из них не вернулся в родной хутор с русско-японской войны, другой – с германской, с Первой мировой. А как быть насчет них? Где поклониться их памяти – как и многим прочим местным казакам, сложившим за Россию свои головы, места захоронения которых остаются теперь неизвестными.

Так и пришли к идее памятника всем хуторским казакам, погибшим за Россию когда-либо.

– Мы выступили с нею на кругу хуторского казачьего общества, и казаки эту идею поддержали, – вспоминает Татьяна Попова.

После этого Александр Николаевич с Татьяной Анатольевной стали думать, как памятник создать. В поисках средств обратились к зем­лякам. Многие отозвались, оказали помощь. В том числе бывшие жители хутора, предприниматели, живущие сейчас в других местах – в Михайловке, к примеру. Кто деньги приносил, кто привозил бесплатно стройматериалы, а кто и просто помогал своим трудом.

Посильную поддержку оказали и хуторские фермеры. Ребята из местного отряда «Станица», курирует который Безымянское хуторское казачье общество, на Масленицу, например, проводили акцию – блинчики пекли для хуторян, катали желающих на лошадях. А вырученные деньги казачата также передали на памятник. В Волгограде хуторские казаки заказали облицовочные плиты. Атаман Александр Попов на собственном тракторе землю на стройплощадке разгребал, выравнивал.

И вот заветный памятник был наконец воздвигнут на безымянской земле. Право открыть его на митинге предоставили представителям трех поколений казаков – 89-летнему внуку полного георгиевского кавалера Александру Лавлинскому, атаману Александру Попову и командиру Безымянского казачьего отряда «Станица» Петру Бабкину.

Игумен Герасим, настоятель храма Святого Великомученика и Победоносца Георгия, освятил памятник и возведенный рядом с ним в старинных казачьих традициях поклонный крест. Во время проведенной им церковной панихиды присутствующие казаки почтили память всех своих погибших за Россию предков.

Рядом с памятником установлен и поклонный крест.
 

Затем на митинге была объявлена минута молчания. Прозвучал торжественный салют, данный казаками из оружия времен Первой мировой войны. Множество свежих гвоздик, алых, как пролитая казаками за Россию кровь, легли к подножию открывшегося памятника. А молодые казаки из отряда «Станица» возложили к нему и гирлянду цветов.

Прочитать ещё

В 10-м классе средней школы он почти не учился – как и другие ребята, был мобилизован на рытье противотанковых рвов на родной Ставропольщине. А когда ученики вернулись в город, их призвали в армию. Он прошел всю войну, был у Рейхстага в Берлине в мае 45-го. А в мирное время, окончив педагогический вуз, приехал работать в Сталинград. В городе-герое на Волге он живет до сих пор. Здесь его имя стало легендой. С известным ученым-историком, доктором наук, профессором, фронтовиком, Почетным гражданином Волгограда Максимом Матвеевичем Загорулько беседует наш обозреватель Александр ЛИТВИНОВ.
8 сентября 1942 года под Сталинградом, выполняя свой первый (!) боевой вылет, 19‑летний старший сержант Борис Гомолко (позывной «Чайка-3») пошел на таран фашистского бомбардировщика. А уже на земле взял одного из немецких пилотов в плен, а другого расстрелял. За этот подвиг Борис Гомолко был представлен к званию Героя Советского Союза. Судьбу отважного летчика проследил наш военный обозреватель Александр Фолиев.