Советский летчик-истребитель Николай Белоусов был отчаянным мастером воздушного боя, одержавшим в небе более 20 побед. Он наш земляк, выпускник Сталинградского аэроклуба, один из тех, кто стал впоследствии Героем Советского Союза. Во время Великой Отечественной сражался на разных фронтах, а 9 мая, когда все бойцы и весь советский народ уже праздновали Победу, пилоту пришел приказ готовиться к боевому вылету. В тот день их у него было 10, он выполнил все поставленные задачи и остался жив.

Путь в небо

Будущий Герой Советского Союза появился на свет в начале мая 1923 года в селе Дубовый Овраг нынешнего Светлоярского района, в семье рабочих Петра и Пелагеи Белоусовых.

Мать с отцом, жившие впроголодь, ничего не жалели ради того, чтобы дать сыну хоть какоето образование. Благодаря их заботе и поддержке Николай окончил 10 классов неполной средней школы.

Параллельно начал заниматься в Сталинградском аэроклубе, а окончив курс занятий в нем, твердо решил стать летчиком и отправился поступать в Батайскую авиашколу летчиков-истребителей.

С 1940 года сержант Белоусов – в рядах Красной Армии. Великую Отечественную встретил в Грузии, в Руставском запасном полку, где совершенствовал свое воинское мастерство, а в 1942-м успешно окончил Руставскую военную истребительную авиашколу.

В действующей армии – с марта 43‑го. В то непростое время фашистские воздушные асы жаждали реванша за поражение, понесенное вермахтом под Сталинградом.

Сражаться с ними Николаю предстояло на Воронежском, Степном и Втором Украинском фронтах, в составе 193го истребительного авиаполка, позднее ставшего 177м гвардейским.

Дотянул до аэродрома

Летал Николай Белоусов на одномоторных истребителях Ла-5 и Ла-7. Свой боевой счет открыл в одном из первых же боев, сбив бомбардировщик «Юнкерс-87».

Однако вскоре, летом 1943го, самолет Белоусова оказался прошит пулеметной очередью немецкого воздушного стрелка.

Сам он был ранен, но смог дотянуть на своей поврежденной машине до ближайшего полевого аэродрома и успешно посадить ее. Лечился Николай совсем недолго и вернулся в строй.

Вскоре за 3 сбитых фашистских самолета был отмечен первой своей боевой наградой – орденом Боевого Красного Знамени. В ноябре 1943го к нему добавился и орден Отечественной войны I степени.

Достоин высшей награды

1 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командир звена 177‑го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Николай Белоусов был удостоен звания Героя Советского Союза.

К исходу Великой Отечественной на счету командира эскадрильи 179го гвардейского истребительного авиационного Трансильванского ордена Суворова III степени полка гвардии капитана Николая Белоусова было уже 265 успешных боевых вылетов.

В 50 воздушных боях он сбил 23 вражеских самолета, в 2 сражениях сталинградец уничтожил сразу по 3, и еще в 2 одержал по 2 победы над асами Геринга.

День победы в бою

В те майские дни 1945‑го уже вовсю цвела сирень. Солдаты, предвкушая близкую победу, думали о возвращении домой.

Но для сталинградца Николая Белоусова именно день 9 мая выдался, пожалуй, самым трудным в его летной биографии.

Однополчане праздновали Победу, а Белоусову пришел приказ на вылет. И он впервые в жизни по‑настоящему испугался: нелепо, глупо было бы погибнуть уже после Победы…

«Думал – не вернусь, – рассказывал потом Николай Петрович. – Но страх прошел, как только заревел мотор и я опять вошел в свою стихию».

В тот майский день, ставший для него горячим, Герой Советского Союза совершил 10 боевых вылетов!

К этому времени Николай Белоусов был награжден орденом Ленина, 3 орденами Боевого Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».

После войны Николай Белоусов работал на стройке Волго-Донского судоходного канала водителем шагающего экскаватора.

В мирные дни

После демобилизации сталинградец вернулся в родные края.

Сменил военную службу на мирный труд, воздушную машину на земную – из кабины истребителя пересел на шагающий экскаватор.

Белоусов участвовал в строительстве Волго-Донского судоходного канала, потом трудился на деревообрабатывающем, нефтеперерабатывающем, сталепроволочном заводах и нефтебазе.

На заслуженный отдых вышел в 1984 году, но занимался активной общественной деятельностью в Красноармейском районном Совете ветеранов.

***

Его не стало в 2006 году, имя нашего земляка, воздушного аса, Героя Советского Союза Николая Белоусова носит гимназия № 2 Красноармейского района Волгограда.

Прочитать ещё

Первым военным руководителем Северо-Кавказского (ныне – Южного) военного округа стал бывший царский генерал-лейтенант Андрей Снесарев. Обстоятельства его жизни были крайне непростыми - после революции 1917-го года он, зрелый человек и заслуженный военный, вступил в ряды Красной армии. Оборонял Царицын, конфликтовал с малоизвестным тогда народным комиссаром Иосифом Сталиным, попал под каток репрессий и был реабилитирован. Уже посмертно.
Несколько поколений читали в детстве повесть Валентина Катаева «Сын полка». Сюжет ее не выдуман писателем – в годы войны во многих воинских частях имелись собственные «сыновья». С одним из них – Альбертом Станиславовичем Шмидтом встретился наш обозреватель Анатолий ЛЮБИМЕНКО.