Путь в небо
Будущий Герой Советского Союза появился на свет в начале мая 1923 года в селе Дубовый Овраг нынешнего Светлоярского района, в семье рабочих Петра и Пелагеи Белоусовых.
Мать с отцом, жившие впроголодь, ничего не жалели ради того, чтобы дать сыну хоть какое‑то образование. Благодаря их заботе и поддержке Николай окончил 10 классов неполной средней школы.
Параллельно начал заниматься в Сталинградском аэроклубе, а окончив курс занятий в нем, твердо решил стать летчиком и отправился поступать в Батайскую авиашколу летчиков-истребителей.
С 1940 года сержант Белоусов – в рядах Красной Армии. Великую Отечественную встретил в Грузии, в Руставском запасном полку, где совершенствовал свое воинское мастерство, а в 1942-м успешно окончил Руставскую военную истребительную авиашколу.
В действующей армии – с марта 43‑го. В то непростое время фашистские воздушные асы жаждали реванша за поражение, понесенное вермахтом под Сталинградом.
Сражаться с ними Николаю предстояло на Воронежском, Степном и Втором Украинском фронтах, в составе 193‑го истребительного авиаполка, позднее ставшего 177‑м гвардейским.
Дотянул до аэродрома
Летал Николай Белоусов на одномоторных истребителях Ла-5 и Ла-7. Свой боевой счет открыл в одном из первых же боев, сбив бомбардировщик «Юнкерс-87».
Однако вскоре, летом 1943‑го, самолет Белоусова оказался прошит пулеметной очередью немецкого воздушного стрелка.
Сам он был ранен, но смог дотянуть на своей поврежденной машине до ближайшего полевого аэродрома и успешно посадить ее. Лечился Николай совсем недолго и вернулся в строй.
Вскоре за 3 сбитых фашистских самолета был отмечен первой своей боевой наградой – орденом Боевого Красного Знамени. В ноябре 1943‑го к нему добавился и орден Отечественной войны I степени.
Достоин высшей награды
1 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командир звена 177‑го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Николай Белоусов был удостоен звания Героя Советского Союза.
К исходу Великой Отечественной на счету командира эскадрильи 179‑го гвардейского истребительного авиационного Трансильванского ордена Суворова III степени полка гвардии капитана Николая Белоусова было уже 265 успешных боевых вылетов.
В 50 воздушных боях он сбил 23 вражеских самолета, в 2 сражениях сталинградец уничтожил сразу по 3, и еще в 2 одержал по 2 победы над асами Геринга.
День победы в бою
В те майские дни 1945‑го уже вовсю цвела сирень. Солдаты, предвкушая близкую победу, думали о возвращении домой.
Но для сталинградца Николая Белоусова именно день 9 мая выдался, пожалуй, самым трудным в его летной биографии.
Однополчане праздновали Победу, а Белоусову пришел приказ на вылет. И он впервые в жизни по‑настоящему испугался: нелепо, глупо было бы погибнуть уже после Победы…
«Думал – не вернусь, – рассказывал потом Николай Петрович. – Но страх прошел, как только заревел мотор и я опять вошел в свою стихию».
В тот майский день, ставший для него горячим, Герой Советского Союза совершил 10 боевых вылетов!
К этому времени Николай Белоусов был награжден орденом Ленина, 3 орденами Боевого Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».
После войны Николай Белоусов работал на стройке Волго-Донского судоходного канала водителем шагающего экскаватора.
В мирные дни
После демобилизации сталинградец вернулся в родные края.
Сменил военную службу на мирный труд, воздушную машину на земную – из кабины истребителя пересел на шагающий экскаватор.
Белоусов участвовал в строительстве Волго-Донского судоходного канала, потом трудился на деревообрабатывающем, нефтеперерабатывающем, сталепроволочном заводах и нефтебазе.
На заслуженный отдых вышел в 1984 году, но занимался активной общественной деятельностью в Красноармейском районном Совете ветеранов.
***
Его не стало в 2006 году, имя нашего земляка, воздушного аса, Героя Советского Союза Николая Белоусова носит гимназия № 2 Красноармейского района Волгограда.