Ставшая хрестоматийной фотография «Наступающие под Сталинградом советские войска: «Катюши» и танки Т-34» сделана известным фотокорреспондентом газеты «Правда» Александром Устиновым. Это фото наверняка знакомо тем, кто интересуется военной историей, однако немногие знают, на каком именно автомобиле смонтирована установка БМ-13.

Очевидно, что автомобиль ленд-лизовский, но при этом отличается конструкцией кабины (крыльев прежде всего) от легендарного грузовика Studebaker US 6. Внести ясность в этот вопрос мы попросили известного волгоградского оружиеведа, ведущего хранителя музейных предметов музея-панорамы «Сталинградская битва» Ивана Короткова:

– Скорее всего, это GMC ССКW-352 / 353 – многофункциональный 2,5тонный трехосный полноприводный грузовой автомобиль с колесной формулой 6х6 или 4х6. В СССР начиная с 1942 года из США по ленд-лизу поступило 5992 машины. Наши инженеры вели работы по монтажу метательных установок для снарядов М-13 на доработанные шасси. Но чаще всего для «Катюш» применяли автомобили Studebaker US 6.

Такие военные грузовики концерн General Motors выпускал в 1941‑1945 годах (всего было выпущено 562  570 машин). В американской армии грузовик получил прозвище «Джимми», или «Две с половиной». В нашей армии, даже в официальных документах, автомобиль называли «Джиемси».

Легендарный грузовик – экспонат выставки «Моторы войны».

По мнению некоторых экспертов, именно GMC ССКW-352 / 353 – лучший грузовой автомобиль Второй мировой войны. Сегодня этот отреставрированный до ходового состояния автомобиль можно увидеть на выставке «Моторы войны» в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

Прочитать ещё

Два года назад «Талибан»* (террористическая организация, запрещенная в России) захватил власть в Афганистане. После того как американские войска, 20 лет обеспечивающие безопасность в стране, покинули республику, боевики радикального движения смогли без боя взять столицу – Кабул. С 15 августа 2021 года талибы** правят государством, за свободу и независимость которого в 1979-1989-м отдали свои жизни около 15 тыс. советских солдат и офицеров. Но сравнивая наше присутствие тогда и роль американских войск теперь, участник Афганской кампании ветеран танковых войск из Волгограда Владимир Россомахин параллели не проводит. Четко объясняет, почему, и напоминает боевые события тех дней.  
С 17 июля, с начала боев на Сталинградском направлении, он был 4-м командующим этой армией. Вместе с ней с боями прошел от Сталинграда до Берлина, дважды (1944, 1945 годы) был удостоен звания Героя Советского Союза. Подвиги бойцов и командиров 62‑й армии, имя ее командующего – будущего Маршала Советского Союза – стали одними из символов Победы в битве на Волге. Читателям «Сталинградки» о легендарном полководце рассказывает его внук Николай Владимирович Чуйков.