В ноябре 1942 года советские планеристы-десантники провели уникальную военно-транспортную операцию. 12–16 ноября 1942‑го произошли события, которые получили название «Операция «Антифриз»: по доставке антифриза в танковые и механизированные соединения и части, которым 19 ноября предстояло начать контрнаступление под Сталинградом.

Решение Жукова

Сразу же отметим: в то время подобных операций в армиях других государств ни по весу доставленного груза, ни по расстояниям перевозки не проводилось. Между тем сталинградская была обусловлена… природой.

Уже 2–3 ноября в районе Сталинграда началось резкое похолодание. К слову, сильные морозы держались аж до весны 1943‑го. Сама собой встала проблема эксплуатации техники, прежде всего танков, систему охлаждения которых надо было срочно заправить антифризом.

Необходимые запасы его находились в Подмосковье. Но у военно-транспортной авиации не было машин для этой задачи.

Решением проблемы занимались на самом высоком уровне. В своих мемуарах маршал Георгий Жуков, в то время первый заместитель наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомандующего, вспоминал:

««Вечером 11 ноября я сообщил Верховному по «Бодо»: «В течение двух дней работал у Еременко. Лично осмотрел позиции противника перед 51‑й и 57‑й армиями. Подробно проработал с командирами дивизий, корпусов и командармами предстоящие задачи по «Урану» (…)

К установленному сроку операция подготовлена не будет. Приказал готовить на 15.11.1942 г. Необходимо немедленно подбросить Еременко 100 тонн антифриза, без чего невозможно будет бросить мехчасти вперед; быстрее отправить 87‑ю и 315‑ю стрелковые дивизии; срочно доставить 51‑й и 57‑й армиям теплое обмундирование и боеприпасы с прибытием в войска не позже 14.11.1942 г. Константинов».

Руководили операцией «Антифриз» командир десантной группы подполковник Дмитрий Александрович Кошиц (фото слева; погиб 9 июня 1943 года в учебно-тренировочном полете на планере Г-9 около Саратова) и начальник Саратовской военной авиационной планерной школы подполковник Михаил Семенович Одинцов (завершил службу в 1953 году, умер в 1981 году в Ростове-на-Дону).

Аэросцепки летят на фронт

Было принято достаточно неожиданное решение: доставить антифриз на десантных планерах. Вот что рассказал о деталях операции историк авиации Михаил Кудинов, руководитель секции военно-исторического туризма Московского отделения Российского военно-исторического общества, автор книги «Небо Сталинграда. Смертельная рана Люфтваффе»:

– Руководство операцией было возложено на командира десантной группы подполковника Дмитрия Кошица и начальника Саратовской военной авиационной планерной школы подполковника Михаила Одинцова.

К осени 1942‑го в ВДВ нашей армии были два авиационно-планерных полка. 1‑й отдельный АПП состоял из двух эскадрилий, в каждой по 10 экипажей самолетов-буксировщиков ПС-84 (Ли-2), СБ, ДБ-3Ф (Ил-4), Р-6 и по 60 пилотов-планеристов.

На вооружении 2‑го учебного АПП были буксировщики Ил-4. Оба полка использовали планеры А-7 и Г-11.

Для перевозки грузов применялись аэросцепки, то есть самолет тащил на стометровом тросе планер, нагруженный бочками с антифризом.

Планер Г-11 разработал планерист и летчик Владислав Грибовский, А-7 – авиаконструктор Олег Антонов. Делались они из дерева. На борт Г-11 загружали шесть бочек по 200 л, А-7 брал по три бочки.

Груз особой важности

– Маршрут перелета проходил через аэродром Саратовской военной авиационной планерной школы, – продолжает Михаил Кудинов. – Затем через Энгельс, Красный Кут до аэродрома Житкур в Эльтонском районе Сталинградской области.

Планерные поезда прикрывались с воздуха истребителями района ПВО Саратова, Энгельса и дежурными звеньями Качинского истребительного училища.

Далее, после дозаправки, аэросцепки продолжали полет до аэродрома назначения Жутово-1 или десантировались непосредственно в районе частей.

Интересная деталь: планеры, приземлявшиеся на фронтовой аэродром, возвращались в пункт постоянной дислокации. А те, что садились около частей, просто разбирались на дрова…

Всего в ходе операции «Антифриз» было совершено около 60 полетов и доставлено около 50 тонн антифриза. При этом потери – три самолета-буксировщика и 10 планеров.

А ведь пилоты планеров летали по пять часов – и это ночью, при морозе, снегопаде. Некоторым приходилось держаться в 10–15 метрах от земли.

В приказе заместителя наркома обороны от 9 декабря 1942‑го называются только трое отличившихся планеристов: старший сержант Ворошилов, лейтенант Круглов и старшина Родин. Они были отмечены благодарностью и премией в месячный оклад.

Но главное то, что во многом благодаря всем непосредственным участникам операции «Антифриз» 19 ноября началось контрнаступление советской бронетехники под Сталинградом.

Прочитать ещё

Наземные реактивные системы залпового огня в нашей армии появились в самом начале войны. Установку БМ-13‑16 приняли на вооружение 21 июня 1941‑го. А 14 июля под Оршей батарея капитана Ивана Флерова сделала первый залп из реактивной установки.
Продолжаем публикацию серии статей о восстании узников Бухенвальда в рамках совместного проекта «Русская звезда Сопротивления» волгоградского музея «Наследие», Волгоградского регионального отделения Российского Военно-исторического общества (РВИО), «Сталинградской правды» и сайта stalingrad.vpravda.ru