Решил стать летчиком
Борис Мефодиевич Гомолко родился в 1923 году в г. Богодухове Харьковской области. После окончания семилетки работал на Будянской фаянсовой фабрике.
В начале 30‑х Борис, как и многие его сверстники, решил стать летчиком. Занимался в Харьковском аэроклубе, поступил в Армавирскую военную авиационную школу летчиков.
21 июля 1942 года старший сержант Гомолко получает назначение в 520‑й истребительный авиаполк, который базировался в пос. Баланда Саратовской области, где проходило доукомплектование и переучивание летного состава с истребителей ЛаГГ-3 на Як-1.
Группа летчиков 520-го ИАП перед отправкой на Сталинградский фронт, 1942 год.
5 сентября 42‑го 520‑й ИАП направляется под Сталинград, в недавно созданную 16‑ю Воздушную армию.
Главная задача соединения – противостоять фашистским авианалетам на Камышин. А 7 сентября полк перебазируется на аэродром х. Алтухово, в семи километрах от командного пункта 16‑1 ВА (штаб находился в центральной усадьбе совхоза «Сталинградский» – ныне пос. Октябрьский Ольховского района Волгоградской области).
В боях за Сталинград 520-м ИАП командовал майор Степан Никитович Чирва. С декабря 1943 года и до конца войны он командовал 283-й Камышинской Краснознаменной авиационной дивизией.
В боях за Сталинград 520-м ИАП командовал майор Степан Чирва, с декабря 43-го и до конца войны он командовал 283-й Камышинской Краснознаменной авиационной дивизией. На фото: гвардии полковник Чирва 9 мая 1945 года в Германии.
Расстрелял и взял в плен
Но вернемся к событиям 8 сентября. О подвиге Гомолко сохранился приказ, подписанный 10 сентября 1942 года заместителем народного комиссара обороны СССР, генерал-лейтенантом авиации Александром Новиковым. Вот выдержки из этого документа:
«8 сентября 1942 года на высоте 2500 м группа истребителей 520‑го истребительного авиационного полка встретила 10 бомбардировщиков Хе-111. Старший сержант Гомолко Борис Мефодиевич, совершающий свой первый боевой полет, врезался в их строй и огнем пулеметов и пушки сбил одного Хе-111, в последующих атаках, израсходовав весь боекомплект, пошел на таран другого бомбардировщика.Винтом и мотором отрубил хвостовое оперение Хе-111, в результате чего бомбардировщик врага разрушился в воздухе и упал.Старший сержант Гомолко, приземляясь на парашюте, приготовился встретить снижающихся на парашютах фашистских летчиков».
Опустившись на землю, он увидел, как неподалеку от него, также на парашютах, спустились двое вражеских летчиков. Реакция Бориса была молниеносной – одного немца он тут же расстрелял из пистолета. Второго Гомолко взял в плен.
В своем первом же воздушном бою Борис Гомолко таранил бомбардировщик Хе-111, а на земле взял в плен его летчиков.
Завершается этот приказ так:
«За проявленные мужество и храбрость в воздушном бою с десятью бомбардировщиками Хе–111 пилоту 2‑й эскадрильи 520‑го истребительного авиационного полка старшему сержанту Гомолко Борису Мефодиевичу присвоить внеочередное военное звание «лейтенант».
Перезахоронение останков летчика, пос. Октябрьский, Волгоградская область, 1975 год.
Погиб в воздушном бою
За этот подвиг Борис Гомолко был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако «героя» ему не дали. 13 сентября 1942 года он был награжден орденом Ленина. Проведя несколько дней в лазарете, Гомолко вновь взмыл в воздух, уже в новой должности командира звена. Однако герою, к сожалению, недолго оставалось воевать…
24 сентября 1942 года командир звена лейтенант Гомолко погиб в воздушном бою. В этот день вместе с летчиками 563‑го истребительного авиаполка он столкнулся с отрядом из 20 истребителей Me-109.
В ходе боя Бориса тяжело ранило, но он успел посадить самолет. Ранение, однако, было настолько серьезным, что врачи госпиталя сделать ничего не смогли. Похоронили летчика-героя в Алтухово, рядом с располагавшейся тут в годы войны санчастью.
А в 70‑х годах останки Бориса Мефодиевича и других бойцов были перезахоронены в братской могиле советских воинов в поселке Октябрьском.