В декабре 1942 года под Сталинград прибыли недавно сформированные новые части – отдельные гвардейские танковые полки. Они были созданы для прорыва укрепленных оборонительных рубежей противника. Звание «гвардейских» (со всеми полагающимися льготами личному составу) полкам присваивалось сразу при формировании. Зря это не делалось – к концу января 43-го в этих полках оставалось по два-четыре исправных и боеспособных танка.

Эти полки были вооружены танками КВ-1С, а 47-й и 48-й – английскими танками 
Mk IV «Черчилль», которые поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Есть устойчивый исторический штамп о «сложной судьбе танка КВ-1». Напомним, что так назывались советские тяжелые танки, выпускавшиеся с 40-го по 43-й годы. Буквы КВ в названии расшифровываются как «Клим Ворошилов».

Действительно, КВ-1 был первым отечественным серийным танком с противоснарядным бронированием. Собранные в нем технические решения во многом соответствовали мировым тенденциям танкостроения. В первые месяцы Великой Отечественной войны ему могли успешно противостоять только 105-мм гаубицы и 88-мм зенитные орудия вермахта.

Однако к лету 1942 года КВ-1 стал быстро утрачивать свои преимущества, а их качество падало. Выходом из такого положения в условиях войны стала модернизация. Считается, что создание танка КВ-1С было «модернизацией средней глубины танка КВ-1». Работы по созданию КВ-1С были проведены в весьма короткий срок – официально они начались после постановления ГКО № 1878сс от 5 июня 1942 года. Танк 
КВ-1С был принят на вооружение 20 августа 1942 года. Обозначение «1С» – «скоростная» модификация танка КВ-1.

Подбитые советские танки КВ-1С и Т-34-76. 1943 год

В новой машине масса была снижена за счет уменьшения толщины брони. А одновременно вместе с этим разработчики устранили различные крупные и мелкие конструктивные недостатки, присущие КВ-1. Например, впервые на оте-чественных танках была установлена командирская башенка. Скорость заметно возросла, хотя защитные качества корпуса и башни уменьшились.

С октября 1942 года КВ-1С стали поступать в войска – во вновь формируемые отдельные гвардейские танковые полки прорыва. «Фронтовой дебют» КВ-1С и танковых полков прорыва состоялся в ходе операции «Уран».

После ликвидации окруженной группировки немцев под Сталинградом танки КВ-1С принимали участие в летней кампании 1943 года – на Курской дуге, под Ленинградом и на Северном Кавказе. К 1945 году в армии сохранились единицы этих боевых машин. Поэтому до наших дней в музеях и мемориалах представлены лишь единицы КВ-1С. Один из них находится в экспозиции Музея Победы в Москве (на фото).

Прочитать ещё

Среди образцов вооружения есть свои «ветераны», которые разработаны очень давно, многие годы не выпускаются, но несмотря на почтенный возраст «используются по назначению». Например, револьвер системы Нагана образца 1895 года, ценимые охотниками карабины, созданные на основе трехлинейки. Или 7,62-мм винтовки системы Мосина образца 1891 года, пистолет ТТ образца 1933 года.
Участников Парада Победы в июне 1945 года остались единицы. Один из тех, кому выпала честь пройти торжественным маршем по Красной площади, – волгоградец Анатолий Козлов, полковник запаса, кавалер пяти орденов, 25 медалей. В этом году ему исполняется 95 лет, но он по-прежнему занимается главным делом жизни - увековечением памяти своих боевых товарищей.