В декабре 1942 года под Сталинград прибыли недавно сформированные новые части – отдельные гвардейские танковые полки. Они были созданы для прорыва укрепленных оборонительных рубежей противника. Звание «гвардейских» (со всеми полагающимися льготами личному составу) полкам присваивалось сразу при формировании. Зря это не делалось – к концу января 43-го в этих полках оставалось по два-четыре исправных и боеспособных танка.

Эти полки были вооружены танками КВ-1С, а 47-й и 48-й – английскими танками 
Mk IV «Черчилль», которые поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Есть устойчивый исторический штамп о «сложной судьбе танка КВ-1». Напомним, что так назывались советские тяжелые танки, выпускавшиеся с 40-го по 43-й годы. Буквы КВ в названии расшифровываются как «Клим Ворошилов».

Действительно, КВ-1 был первым отечественным серийным танком с противоснарядным бронированием. Собранные в нем технические решения во многом соответствовали мировым тенденциям танкостроения. В первые месяцы Великой Отечественной войны ему могли успешно противостоять только 105-мм гаубицы и 88-мм зенитные орудия вермахта.

Однако к лету 1942 года КВ-1 стал быстро утрачивать свои преимущества, а их качество падало. Выходом из такого положения в условиях войны стала модернизация. Считается, что создание танка КВ-1С было «модернизацией средней глубины танка КВ-1». Работы по созданию КВ-1С были проведены в весьма короткий срок – официально они начались после постановления ГКО № 1878сс от 5 июня 1942 года. Танк 
КВ-1С был принят на вооружение 20 августа 1942 года. Обозначение «1С» – «скоростная» модификация танка КВ-1.

Подбитые советские танки КВ-1С и Т-34-76. 1943 год

В новой машине масса была снижена за счет уменьшения толщины брони. А одновременно вместе с этим разработчики устранили различные крупные и мелкие конструктивные недостатки, присущие КВ-1. Например, впервые на оте-чественных танках была установлена командирская башенка. Скорость заметно возросла, хотя защитные качества корпуса и башни уменьшились.

С октября 1942 года КВ-1С стали поступать в войска – во вновь формируемые отдельные гвардейские танковые полки прорыва. «Фронтовой дебют» КВ-1С и танковых полков прорыва состоялся в ходе операции «Уран».

После ликвидации окруженной группировки немцев под Сталинградом танки КВ-1С принимали участие в летней кампании 1943 года – на Курской дуге, под Ленинградом и на Северном Кавказе. К 1945 году в армии сохранились единицы этих боевых машин. Поэтому до наших дней в музеях и мемориалах представлены лишь единицы КВ-1С. Один из них находится в экспозиции Музея Победы в Москве (на фото).

Прочитать ещё

30 лет назад свой первый и единственный полет совершил советский многоразовый орбитальный корабль «Буран». Тогда мы не знали, что к его запуску причастны наши земляки, – информация была засекречена. А между тем именно жители и уроженцы Волгоградской области руководили запуском корабля на космодроме Байконур. Своими воспоминаниями они поделились с нашим обозревателем Александром Литвиновым.
На фронтах Гражданской войны были разные виды военной техники, в том числе и новые, появившиеся в стране впервые. Использовались английские и французские танки, которых больше было в частях Вооруженных сил Юга России (ВСЮР). Психологическое воздействие танков на красноармейские части порой было шокирующим. Красноармейцы не имели опыта борьбы с ними, часто отступали с позиций. Позже, осенью 1921 г., во время штурма Каховского укрепрайона, было подбито большое количество «белых» танков. После ремонта их включили в состав РККА и использовали до 1930-х годов.