Он работал на Сталинградском тракторном – когда началась война, записался в истребительный батальон. Устанавливал мины и обезвреживал смертельный металл, взрывал вражеские коммуникации. Ходил в рейды в тыл противника. Защищал Сталинград, освобождал Крым и Севастополь, дошел до Пруссии. Сегодня Владимир Федорович Ананьев, несмотря на почтенный возраст, один из самых активных участников ветеранского движения региона.

Родился в Саратовской области, но потом жил в Сталинграде. Его родители работали на тракторном заводе, туда пошел и он сразу после школы. Был копировщиком, работал с чертежами.

– Любил рисовать, чертить, у меня это хорошо получалось, – объясняет ветеран. – Свой завод любил, был активистом.

Владимир Ананьев хорошо помнит воскресный день 22 июня 1941-го: с друзьями они пошли на Волгу купаться.

– Любили переплывать на остров и обратно, – вспоминает Владимир Федорович. – В тот день решили не изменять традиции. Уже когда шли от реки вверх, заметили около Дома коммуны, что рядом с заводом «Баррикады», людей у репродуктора.

Через год именно на этом месте развернутся тяжелые бои, а само место войдет в историю как «остров Людникова». Здесь Владимир Ананьев и услышал весть о войне:

–  Мы спросили  – почему собрались? Нам ответили, будет правительственное сообщение, выступал Молотов. Он и объявил эту весть... Мы, конечно, побежали домой своим семьям рассказать.

В скором времени в Сталинграде стали формироваться истребительные батальоны, в состав одного из них вошел Владимир Федорович.  До сих пор помнит его номер – первый.

Когда фашисты подошли к Сталинграду, Ананьев был сержантом.

Всю битву он защищал родной город, был командиром отделения, помощником командира взвода 275-го отдельного армейского саперного батальона 51-й армии.

– Нам изначально поставили задачу занять оборону по Сарпинским озерам, – рассказывает ветеран. – Когда 23 августа на Сталинград обрушилась массированная бомбардировка и все полыхало, между собой солдаты переговаривались: «Сталинград пал?»

Мы могли только строить предположения о судьбе города, а когда до нас дошли звуки сражений, поняли: бой идет, Сталинград сражается!

После битвы на Волге Владимир Федорович принимал участие в освобождении Ростова, Батайска, Донбасса, Мелитополя, Крыма, Севастополя, Белоруссии, Литвы, бил врага в Пруссии.

Боевой путь ветерана отмечен орденами и медалями. Но самой дорогой наградой для него стала весть об окончании войны. «А День Победы я встречал в Москве!» – вспоминает ветеран и рассказывает, что как раз в мае 45-го его прямо с фронта направили в военно-инженерное училище.

До 1949 года Владимир Ананьев служил в Германии в составе Группы советских войск.

После демобилизации вернулся в город на Волге и снова пошел на родной тракторный завод, трудился там инженером-конструктором.

На вопрос, что помогло в самое трудное время выстоять и победить, ветеран отвечает, ни секунды не задумываясь:

– Мы свое государство не могли бросить ни в коем случае. У меня никогда не возникало и мысли, что кто-то может нас сломить, я всегда верил в Победу!

Прочитать ещё

В свое время популярной была «Песня военных корреспондентов». А в ней такие слова: «С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом, сквозь огонь и стужу мы прошли...» Наверняка эту песню исполнял в кругу друзей и наш земляк Степан Федорович Курунин (1911-1964), с 1936-го фотокорреспондент «Сталинградской правды». В 105-й день рождения «Волгоградской правды», мы вспоминаем и об этом нашем легендарном коллеге.
Сталинград стал одним из первых советских городов, где увековечили память генерала Николая Берзарина. Имя этого полководца известно главным образом историкам. Его боевой путь не проходил через Сталинград и не связан напрямую с битвой на Волге. Но одной из первых улицу именем Берзарина назвали в строящемся после войны Сталинграде.