Он работал на Сталинградском тракторном – когда началась война, записался в истребительный батальон. Устанавливал мины и обезвреживал смертельный металл, взрывал вражеские коммуникации. Ходил в рейды в тыл противника. Защищал Сталинград, освобождал Крым и Севастополь, дошел до Пруссии. Сегодня Владимир Федорович Ананьев, несмотря на почтенный возраст, один из самых активных участников ветеранского движения региона.

Родился в Саратовской области, но потом жил в Сталинграде. Его родители работали на тракторном заводе, туда пошел и он сразу после школы. Был копировщиком, работал с чертежами.

– Любил рисовать, чертить, у меня это хорошо получалось, – объясняет ветеран. – Свой завод любил, был активистом.

Владимир Ананьев хорошо помнит воскресный день 22 июня 1941-го: с друзьями они пошли на Волгу купаться.

– Любили переплывать на остров и обратно, – вспоминает Владимир Федорович. – В тот день решили не изменять традиции. Уже когда шли от реки вверх, заметили около Дома коммуны, что рядом с заводом «Баррикады», людей у репродуктора.

Через год именно на этом месте развернутся тяжелые бои, а само место войдет в историю как «остров Людникова». Здесь Владимир Ананьев и услышал весть о войне:

–  Мы спросили  – почему собрались? Нам ответили, будет правительственное сообщение, выступал Молотов. Он и объявил эту весть... Мы, конечно, побежали домой своим семьям рассказать.

В скором времени в Сталинграде стали формироваться истребительные батальоны, в состав одного из них вошел Владимир Федорович.  До сих пор помнит его номер – первый.

Когда фашисты подошли к Сталинграду, Ананьев был сержантом.

Всю битву он защищал родной город, был командиром отделения, помощником командира взвода 275-го отдельного армейского саперного батальона 51-й армии.

– Нам изначально поставили задачу занять оборону по Сарпинским озерам, – рассказывает ветеран. – Когда 23 августа на Сталинград обрушилась массированная бомбардировка и все полыхало, между собой солдаты переговаривались: «Сталинград пал?»

Мы могли только строить предположения о судьбе города, а когда до нас дошли звуки сражений, поняли: бой идет, Сталинград сражается!

После битвы на Волге Владимир Федорович принимал участие в освобождении Ростова, Батайска, Донбасса, Мелитополя, Крыма, Севастополя, Белоруссии, Литвы, бил врага в Пруссии.

Боевой путь ветерана отмечен орденами и медалями. Но самой дорогой наградой для него стала весть об окончании войны. «А День Победы я встречал в Москве!» – вспоминает ветеран и рассказывает, что как раз в мае 45-го его прямо с фронта направили в военно-инженерное училище.

До 1949 года Владимир Ананьев служил в Германии в составе Группы советских войск.

После демобилизации вернулся в город на Волге и снова пошел на родной тракторный завод, трудился там инженером-конструктором.

На вопрос, что помогло в самое трудное время выстоять и победить, ветеран отвечает, ни секунды не задумываясь:

– Мы свое государство не могли бросить ни в коем случае. У меня никогда не возникало и мысли, что кто-то может нас сломить, я всегда верил в Победу!

Прочитать ещё

Есть кинематографический штамп, будто советские солдаты, затаившись в руинах полуразрушенных домов города, отстреливали немцев на улицах буквально как в тире. Конечно, это художественное преувеличение. В городе, где по меткому определению Гроссмана «железный ветер бил в лицо», днем буквально невозможно было передвигаться – враг встречал любое движение лавиной огня. О реалиях битвы на Волге.
29 ноября 1943 года во время Тегеранской конференции премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль по поручению короля Георга VI вручил Иосифу Сталину наградной (церемониальный) меч в знак восхищения мужеством и стойкостью защитников Сталинграда. На клинке сделана надпись: «ГРАЖДАНАМ СТАЛИНГРАДА • КРЕПКИМ КАК СТАЛЬ • ОТ КОРОЛЯ ГЕОРГА VI • В ЗНАК ГЛУБОКОГО ВОСХИЩЕНИЯ БРИТАНСКОГО НАРОДА». История создания этого меча широко известна. Между тем нашему военному обозревателю Александру Фолиеву все же удалось выяснить малоизвестные подробности.