Тогда военкоры наших газет, рассказывая о героях, подчас называли только фамилии. И узнать их судьбу очень трудно. Но в своем очерке из Сталинграда «Над городом» Полевой назвал имена и фамилии сразу троих сталинградцев – капитана Василия Дужего, старшего лейтенанта Ивана Пстыго и младшего лейтенанта Тимофея Макеева.
К цитатам из очерка добавим лишь небольшую справку о его героях и обратимся к очерку:
«...А вот обычный день боевой жизни воздушного бомбардира капитана Василия Ильича Дужего… Ранним утром он вылетел со своей группой, нашел в степи движущуюся к городу танковую колонну, снизился, зашел со стороны солнца и, скрыв самолеты своей группы в солнечных лучах, ринулся вниз и разбил восемь немецких танков и много автомашин.
Не успела группа позавтракать, как летчиков снова вызвали к самолетам. Дужий дожевывал свой бутерброд в кабине, за штурвалом. На этот раз у Волги его группу перехватили семь «мессеров»…
Огонь пулеметов не давал немцам приблизиться. И вот с перерезанным очередью крылом, порхая, как осиновый лист, упал один «мессер»…
Вспыхнул и, оставив за собой чадный след, рухнул второй. Группа Дужего дошла до цели, нашла танковую колонну, с двух заходов разбила и разметала ее на подступах к Сталинграду. Только после этого вернулись пилоты к прерванному завтраку…»
Командир эскадрильи 140‑го АБП капитан Василий Ильич Дужий родился в с. Погребы Тетиевского района, недалеко от Киева, в 1907 году. В Красную Армию призван в 29‑м. Участник советско-финской войны, был награжден орденом Красной Звезды.
До Сталинграда воевал на Западном фронте. Весной 43‑го послан на Ленинградский, где позже стал командиром 13‑го отдельного разведывательного авиаполка. Погиб 3 февраля 1944 года.
Василий Дужий похоронен на братском кладбище Выборгского района Ленинградской областиВ годы войны награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Сталинграда» и «За оборону Ленинграда».
Продолжим читать очерк Бориса Полевого о сталинградских летчиках:
«...В боях за Сталинград, в этих невиданных, необычных сражениях, опрокидывающих все каноны учебников, в военную тактику вносится много нового, невиданного, подсказанного опытом гигантской битвы, требующей напряжения всех сил.
Одним из таких творцов новых методов боя является летчик-штурмовик Иван Пстыго.
На своем самолете, одном из тех, которые немцы зовут «черной смертью», он летает на бреющем полете прямо по улицам Сталинграда, бомбя и расстреливая засевших за баррикадами немцев…»
Этот летчик – будущий маршал авиации, Герой Советского Союза, один из семи семикратных кавалеров ордена Красного Знамени (два из них – «сталинградские»), почетный гражданин города-героя Волгограда Иван Иванович Пстыго (1918-2009), о котором наша газета не раз писала на своих страницах.
Иван Пстыго из семи орденов Красного Знамени двух удостоен за Сталинградскую битвуА вот самый молодой из летчиков, о которых рассказал Полевой:
«...Летчик-бомбардировщик Тимофей Макеев нашел, что бомбовая нагрузка самолета, установленная на заводах и принятая в частях, мала.
– Нагрузка не для таких сражений, как сталинградское, – определил он и смело увеличил ее на 30 %.
С волнением следили за полетом его боевые друзья. Эксперимент мог стоить не только машины, но и жизни товарища. И вот Макеев вернулся из полета, как всегда веселый и оживленный.
– Увеличение нормы горячих гостинцев для немцев состоялось, – озоровато доложил он.
С его легкой руки началось движение за увеличение бомбовой нагрузки во всей части. Пилоты сбрасывают теперь на немцев на 30‑40 % больше, чем раньше. Это так и зовется – «макеевская порция...»
Борис Полевой (справа) с самым знаменитым из своих "книжных" героев - Алексеем МаресьевымМладший лейтенант Тимофей Лаврентьевич Макеев в Сталинграде командовал звеном 284‑го АБП 270‑й АБД. В этом полку провоевал до конца войны.
За Сталинград награжден орденом Красного Знамени, а потом прибавились еще один такой же, ордена Отечественной войны I степени и Александра Невского, медали «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией».