В Сталинградской битве принимали участие большинство образцов артиллерийских систем, которые в то время были на вооружении РККА. По тем или иным причинам в различной, даже военной литературе упоминают про несколько «основных» образцов. Казалось бы, почему после завершения битвы на Волге на базах Сталинградской группы войск находились боеприпасы к 76-мм горным пушкам?

«Боги войны»

Сотрудники Центрального музея Вооруженных Сил России и Музея Победы (что на Поклонной горе), не сговариваясь, приводили цитату из современной военной энциклопедии:

«Горная артиллерия – специальная артиллерия для действия в горах. Включает легкие пушки, гаубицы, минометы и пусковые установки РСЗО, в конструкции которых предусмотрена быстрая разборка их на составные части (вьюки) массой 60–120 кг для перевозки животными в труднодоступных местах».

Конечно, трудно найти горы в степях между Доном и Волгой. Но, видимо, горными пушками могли комплектоваться обычные стрелковые или кавалерийские дивизии, в которых они выполняли боевые задачи как полковые орудия. Стоит помнить, что в те дни обстановка часто была настолько сложная, что решения принимались, мягко заметим, совершенно неординарные.

Показательный факт: в ХХ веке на вооружении Русской Императорской, Рабоче-Крестьянской Красной и Советской армий были приняты всего четыре типа горных орудий. В Великой Отечественной войне, в том числе и в Сталинградской битве, принимали участие 76-мм горная пушка образца 1909 года и 76-мм пушка образца 1938 года.

76-мм горная пушка образца 1938 г. Конная артиллерия продвигается на новые огневые позиции. Северный Кавказ. 1942.

Для сравнения: только в предвоенное время – с 1933-го по 1942 год – на вооружение РККА были приняты четыре типа 76-мм дивизионных пушек, всего в Великой Отечественной войне участвовало девять таких орудий.

Француженка с греческими корнями

Интересно, что горные пушки образца 1909-го и 1938-го годов – артиллерийские орудия иностранной разработки. В 1905 году греческий военный деятель и артиллерийский инженер Панайотис Данглиз предложил французской фирме «Шнейдер» изготовить экземпляр разработанной им 75-мм пушки. Речь шла о конкурсе на поставку орудий греческой армии.

Однако полностью конструкция пушки компанию не устроила, и поэтому был спроектирован лафет горного типа. Пушка тогда получила название Данглиза-Шнейдера и была принята на вооружение армии Греции.

В начале 1908 года пушка была показана генеральному инспектору артиллерии русской армии великому князю Сергею Михайловичу. После проведения сравнительных испытаний 3-дюймовых горных пушек Данглиза-Шнейдера и фирмы «Шкода» предпочтение было отдано первой. В феврале 1909 года пушку приняли на вооружение, но «родные» колеса заменили на колеса системы русского инженера Охременко, а прицел – на панораму системы «Герц», которую выпускал Обуховский завод в Петербурге.

«Родом» из Чехословакии

В конце 20-х – начале 30-х годов боевые действия, в которых участвовал Советский Союз, проходили чаще всего в горно-лесистой или горно-пустынной местности. Становится очевидным: 76-мм горная пушка образца 1909 года устарела.

Однако модернизировать ее или создать новую в короткие сроки было невозможно. Советское руководство принимает решение приобрести документацию и лицензию на производство горной пушки фирмы «Шкода».

Но орудие было принято не в оригинальном виде, а после длительных испытаний и доработки под руководством нашего конструктора Льва Горлицкого. Пушка была принята на вооружение Красной Армии в мае 1939 года. Производство было организовано на киевском заводе «Арсенал» и, видимо, прекратилось при эвакуации предприятия.

К сожалению, в отечественных музеях горные пушки можно увидеть очень редко. После Великой Отечественной войны пушки образца 1909 года были сняты с вооружения. Орудий образца 1938 года было выпущено немногим более 1000 единиц.

Прочитать ещё

8 сентября 1942 года под Сталинградом, выполняя свой первый (!) боевой вылет, 19‑летний старший сержант Борис Гомолко (позывной «Чайка-3») пошел на таран фашистского бомбардировщика. А уже на земле взял одного из немецких пилотов в плен, а другого расстрелял. За этот подвиг Борис Гомолко был представлен к званию Героя Советского Союза. Судьбу отважного летчика проследил наш военный обозреватель Александр Фолиев.
Невелик хутор Лещев Ленинского района Волгоградской области, живут там по большей части дачники. Местных, коренных, не осталось и сотни, в основном – пенсионеры. Одна из них – 98‑летняя Александра Ивановна Москаленко, участница Великой битвы на Волге. Фронтовыми дорогами наша землячка прошла от Сталинграда до Восточной Пруссии, войну закончила в Кенигсберге.