Есть довольно известная и одновременно уникальная фотография. На ней изображен на танке советский пехотинец с ППШ. Подпись: «Танки 241‑й тбр атакуют врага. На переднем плане М3А1 «Суворов». Надпись на башне, частично закрытая автоматчиком, гласит: «Сломим фашистов!!!» Донской фронт, сентябрь 1942».

Уникальность фото прежде всего из‑за этого танка. Хотя именных бронемашин «Суворов» было достаточно много, в том числе в войсках, участвовавших в Сталинградской битве.

Здесь же – американский легкий танк М3А1 «Стюарт». Свое название он получил в честь генерала времен Гражданской войны в США Джеба Стюарта. Впрочем, не это сделало его знаменитым. Танк М3 считается «самым многочисленным легким танком в истории мирового танкостроения».

В СССР танки М3 из США поставлялись по ленд-лизу с января 1942‑го по апрель 1943‑го. Всего был поставлен 1681 танк. Осенью 1942‑го эти боевые машины состояли на вооружении 241‑й танковой бригады, которая входила в состав 66‑й и 24‑й армий.

Отзывы советских танкистов о характеристиках этой машины достаточно противоречивые. Пушка танка калибром 37 мм не представляла большой угрозы для немецких танков. Весной 1943‑го поставки танков М3 были прекращены по инициативе советской стороны. Однако все же отдельные машины сохранились в войсках до победного 1945 года.

Прочитать ещё

Совместный проект волгоградского музея «Наследие», Волгоградского регионального отделения Российского военно-исторического общества (РВИО), «Сталинградской правды» и сайта stalingrad.vpravda.ru
Поэт Виктор Пермяков написал необыкновенную книгу – двухтомный реквием «От июня до Берлина». Свой труд автор уже представил на суд общественности во время презентации, которая проходила в Триумфальном зале музея-панорамы «Сталинградская битва». 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Ровно столько же стихотворений и в книге. Их 1418 – каждое посвящено конкретной дате, от 22 июня 1941 года до майского победного дня 1945‑го… Нашу коллегу Юлию Гречухину не оставили равнодушной потрясающий сплав документалистики и живого поэтического проживания того трагического времени.