На мои если не сомнения, то вопросы ответил подполковник запаса Александр Никифоров, ветеран боевых действий.
Первый воздушный– В применении этих пулеметов для борьбы с авиацией противника нет чего‑то особенного, – рассказал Александр Анатольевич. – Основной была счетверенная зенитная установка образца 1931 года под 7,62‑мм пулемет системы Максима. Для компенсации потерь вооружения и техники, борьбы с авиацией противника в первые месяцы войны было принято решение использовать снятые с вооружения авиационные пулеметы. А в начальный период Сталинградской битвы можно было встретить самые подчас почти «экзотические» образцы.
7,62‑мм пулемет ПВ-1 (Пулемет Воздушный-1) был создан в результате глубокой модернизации на базе станкового пулемета Максима. Это был первый отечественный пулемет, который предназначался для вооружения именно авиации. Его разработала группа конструкторов под руководством Александра Владимировича Надашкевича (1897-1967).
С 1927‑го по 1939 гг. их было выпущено почти 18 000 штук. С 40‑го года, с появлением более мощных образцов авиавооружения, производство ПВ-1 прекратили, а часть сдали на склады. Но в 41‑м конструктор Николай Токарев разработал встроенную упрощенную установку для ПВ-1 – в ней не было системы принудительного охлаждения. В том же году на тамбовском заводе «Ревтруд» началось их производство. Всего выпустили 626 штук и направили для усиления прежде всего обороны Ленинграда и Сталинграда.
В 1945‑м ПВ-1 был снят с вооружения. Сегодня в наших музеях этот пулемет можно увидеть очень редко, а тем более оригинальную зенитную установку с ПВ-1.
Скорострельный ШКАС7,62‑мм пулемет ШКАС – Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный – разработан в 1932 году. В середине 30‑х было решено создать на его базе зенитную установку. Военные считали, что один ШКАС теоретически может заменить сразу три пулемета Максима.
Перспективы развертывались самые радужные. Но не учли, что для ШКАС могут использоваться только специальные патроны. Кроме того, конструкция ШКАС не только сложна и требует весьма квалифицированной эксплуатации, но и весьма чувствительна к загрязнению. Собственно, поэтому зенитные установки с ШКАС были достаточно редки по сравнению с другими и использовались чаще всего для прикрытия аэродрома.
До нашего времени практически не дошел ни один образец этой установки.