30 июля в нашей стране отмечается День Военно-Морского флота. Сегодня «Сталинградская правда» вспоминает, как воевал в дни битвы на Волге один из выдающихся советских военачальников ВМФ СССР, контр-адмирал Александр Федорович Аржавкин.

Моряк стал речником

Он родился 18 апреля 1909 года в деревне Ярцево Смоленской губернии. В 1936-м окончил училище береговой обороны Морских сил РККА имени ЛКСМУ в Севастополе и был направлен на Черноморский флот.

С марта 1939-го по июнь 1941-го  Аржавкин – слушатель командного факультета Военно-Морской академии имени Ворошилова. Великая Отечественная война не позволила пройти полный курс обучения в академии – вместе с другими он был выпущен досрочно.

Некоторое время он – командир по мобилизационной части 1-го отделения мобилизационного отдела 2-го Управления Главного морского штаба ВМФ. Но штабную работу в июле-декабре 1941-го сменил на службу на канонерской лодке «Федосеенко» учебного отряда кораблей Волжской военной флотилии. Позднее, до июля 1942 года, он – начальник штаба и командир дивизиона бронекатеров 2-й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии.

В боях за Сталинград

В дни Сталинградской битвы капитан-лейтенант Александр Федорович Аржавкин возглавил отряд бронекатеров и катеров-тральщиков, который оказывал важную поддержку левому флангу Донского фронта.

1 сентября 1942 года отряд бронекатеров ВВФ под его командованием прибыл для взаимодействия с частями 66-й армии. 18-19 сентября своим огнем с Волги бронекатера  Аржавкина поддержали наступление 451-й стрелковой дивизии.

С июля 1942-го до мая 1943-го он – командир отдельного дивизиона тральщиков, затем дивизиона катеров-тральщиков 2-й бригады траления. Потом командовал 6-м дивизионом 2-й бригады тральщиков.

Именно в боях за Сталинград Аржавкин показал себя исключительно смелым и инициативным командиром. Его бойцы успешно отражали налеты вражеской авиации на сопровождаемые тральщиками суда. В районе Горного Балыклея под руководством Аржавкина были подняты с затонувших барж свыше 500 минометов и огромное количество армейского обмундирования. Этих трофеев хватило бы для вооружения целой армии... В боях он руководил приданными бронекатерами, провел несколько огневых налетов на противника у деревни Томилино, перебрасывал через Волгу наши подразделения.

За время Сталинградской битвы тральщики Аржавкина обезвредили 143 вражеские мины, за что, ставший капитаном 3-го ранга, он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

После битвы на Волге

Свой бесценный боевой опыт, полученный в битве на Волге, Александр Федорович применил в дальнейших боях на озере Ильмень, реке Волхов, на Ладоге, на Чудском в Псковском озерах. Далее была служба на Дунайской флотилии.

С боями Аржавкин прошел от Сталинграда до Вены. 24 июня 1945 года участвовал в Параде Победы. За годы войны он стал единственным старшим офицером Военно-Морского флота СССР, удостоенным за личное мужество, умелое командование частями, соединением, образцовое выполнение боевых заданий трех флотоводческих орденов – Нахимова I и II степеней, Ушакова II сепени, полководческим орденом Александра Невского.

В 1951 году А. Ф. Аржавкину присвоено воинское звание контр-адмирал, в этот же год он окончил основной факультет Военно-Морской академии имени Ворошилова. Его последняя должность – заместитель командира Ленинградской ВМБ по тылу – начальник тыла.

Александр Федорович  Аржавкин ушел из жизни 16 сентября 1965 года, похоронен на Серафимовском кладбище Ленинграда.

Прочитать ещё

Войска связи насчитывают почти столетнюю историю. День образования специальных войск связи России – 20 октября 1919 года. Сами связисты шутят, что «войска без связи, как овца без пастуха».
После Октябрьской революции 1917 года в Советской России были отменены знаки воинских отличий – погоны и нашивки. Они считались символом неравенства, к тому же белое офицерство продолжало использовать погоны вплоть до 1920 года, они стали символом контрреволюционного движения, а слово «золотопогонники» – ругательным в советской пропаганде. И вот, спустя примерно четверть века, в разгаре Великой Отечественной войны в Красную Армию возвращаются погоны. Почему это произошло, рассуждает волгоградский конспиролог Антон Александров.