Минобороны РФ в историческом проекте «Битва за Сталинград» рассекретило среди прочих документ под названием «Боевое донесение командующего Сталинградским фронтом».

Просим санкции

Документ помечен грифом «По радио. Шифром. Особо-важная» и адресован «Москва. Тов. Сталину».  «Сталинград 24 августа 42 г. 23 ч.» (орфография сохранена. – Прим. ред.). Приводим текст донесения полностью:

«...Сегодня Сталинград очень сильно пострадал от бомбежки и возникших от нее пожаров. Полностью выгорел центр города, сгорели здания – Обкома, Телеграфа, Дом Советов, дом прокуратуры, дом книги, типография областной газеты, дом обороны и много жилых кварталов. Пожары продолжаются. От бомбежки пострадали заводы: на заводе «Баррикады» – шесть цехов, на СТЗ – три цеха и подожжены нефтехранилища, на заводе «Красный Октябрь» – три цеха. Пожары приняли широкие размеры, потому что город в основном деревянный и имеет очень скученные застройки.

В связи с захватом 23.8 противником поселка Рынок (2 км. сев. Сталинграда) город остался без основного источника водоснабжения.

Приняли следующие меры:

1. Создали чрезвычайную комиссию по оказанию помощи пострадавшему населению. Комиссию возглавил тов. Маленков с тем, чтобы он по линии Совнаркома принимал необходимые решения.

2. По военной линии приняли меры к тому, чтобы 25.8 во что бы то ни стало вышибить противника из поселка Рынок и прогнать его от города.

3. Считаем необходимым начать вывоз наиболее ценного оборудования с заводов СТЗ, «Баррикады», «Красный Октябрь», так как от нескольких бомбежек и пожаров, подобных сегодняшним, эти важнейшие заводы будут выведены из строя. Конечно, вывоз оборудования сейчас сопряжен со значительными трудностями, так как переправы через Волгу систематически разрушаются противником. Просим санкции на это мероприятие...».

Пять подписей

«Боевое донесение командующего Сталинградским фронтом» подписали пять человек. Первой стоит подпись Георгия Маленкова – члена Государственного Комитета обороны и крупного партийного деятеля, которого считали «вторым человеком в партии». Именно он стал ответственным за все происходящее в Сталинграде и, прежде всего, за гражданское население.

Георгия Маленкова (слева) считали «вторым человекомв партии» после Иосифа Сталина.

Следом – генерал-полковника Александра Василевского – начальника Генерального штаба Красной Армии и представителя Ставки Верховного Главнокомандования на Сталинградском фронте.

Александр Василевский на наблюдательном пункте Сталинградского фронта, 1942 год.

Третий человек, подписавший документ, – Никита Хрущев, член Военного совета Сталинградского фронта и Политбюро ВКП (б).

И только четвертой стоит подпись генерал-полковника Андрея Еременко – командующего Юго-Восточным и Сталинградским фронтами.

Никита Хрущев (слева) и командующий фронтом генерал-полковник Андрей Еременко (справа),  штаб Сталинградского фронта, октябрь 1942 года.

Пятая – Вячеслава Малышева – заместителя председателя СНК СССР, председателя Совета по машиностроению при СНК СССР и одновременно народного комиссара танковой промышленности СССР.

Вячеслав Малышев – нарком танковой промышленности СССР.

Скорее всего, название документу придумали не его подписанты, а авторы публикации. А само донесение больше похоже на отчет военно-политических руководителей о положении в городе, пострадавшем от бомбардировки.

Кстати, известно, что после первой массированной бомбардировки Сталинграда 24 августа, как только была восстановлена связь, Иосифу Сталину звонил по телефону генерал Василевский с докладом о ситуации.

Прочитать ещё

Летом 1942-го только за два дня батарея старшего лейтенанта Коновальцева уничтожила танковый батальон фашистов. Для современных исследователей фотолетописи битвы на Волге большая удача, что ряд снимков хорошо атрибутирован – указаны фамилии бойцов и командиров. Тогда становится возможным установить их боевой путь, найти описания подвигов. Так, в Государственном архиве Волгоградской области есть фотография: «Орудийный расчет батареи, которым командует ст. лейтенант Коновальцев Н., ведет огонь по немецким танкам. Сталинград».
«Сталинградка» не раз рассказывала о перипетиях во фронтовых судьбах военачальников Сталинградской битвы. Но даже на их фоне фронтовая биография Александра Алексеевича Вольхина уникальна крутыми поворотами. В истории Великой Отечественной войны трудно найти еще генерала, который бы с честью прошел через все испытания и стойко выдержал многие и совершенно несправедливые удары судьбы.