В свое время популярной была «Песня военных корреспондентов». А в ней такие слова: «С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом, сквозь огонь и стужу мы прошли...» Наверняка эту песню исполнял в кругу друзей и наш земляк Степан Федорович Курунин (1911-1964), с 1936-го фотокорреспондент «Сталинградской правды». В 105-й день рождения «Волгоградской правды», мы вспоминаем и об этом нашем легендарном коллеге.

Всю Великую Отечественную Степан Федорович провоевал в стрелковом полку. И при этом ему удалось вписать свою яркую страницу в фотолетопись войны, и битвы на Волге в частности. Он снимал Сталинград после «черного» дня 23 августа 1942-го, бои за город и первые мирные дни после 2 февраля 1943-го...  

На срочную службу в РККА Курунин впервые попал в 1933-м. А 1 июля 1941 года был снова призван в армию Ерманским РВК Сталинграда. На фронте оказался в октябре 1942-го – командиром стрелковой роты.

26 июля 1943 года начальник 3-й части штаба 68-й морской стрелковой бригады был награжден медалью «За отвагу». О боях в апреле 1943-го в наградном листе отмечалось:

«Тов. Курунин получил задание немедленно установить связь с попавшим в полукольцо противника батальоном. Тов. Курунин с двумя бойцами направился по линии. На пути встретились с группой вражеских автоматчиков. Таковую неожиданно для фашистов обстреляли. Во время этой схватки были убиты офицер и 5 солдат, у которых взяты ценные документы, радиостанция и телефонный аппарат...»

Бои в Сталинграде, 1942 год.


Поясним, что значит «направились по линии». Наших бойцов со штабом связывал телефонный полевой кабель. По нему майор и 2 бойца хотели найти батальон в полукольце противника. Но продолжим читать фронтовой документ:

«Во время наступательных боев связь всегда работала бесперебойно. При втором столкновении с группой фашистов тов. Курунин убил офицера и захватил еще одну радиостанцию».

После службы в 68-й бригаде Курунина направляют на учебу на Высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования офицерского состава пехоты «Выстрел». Затем назначают командиром 119-го (позже – 1199-го) стрелкового полка 354-й стрелковой дивизии 65-й армии 2-го Белорусского фронта.

Американский певец Поль Робсон (в центре) в Сталинграде.


28 апреля 1945 года его награждают орденом Красного Знамени:

«Майор Курунин в боях за гор. Гданьск (Данциг) и ликвидацию оставшейся группировки противника севернее Данцига проявил личные отвагу и мужество в выполнении поставленных боевых задач и умение командовать полком, ставя вверенным ему подразделениям правильные боевые задачи, проявляя при этом настойчивость в их выполнении... В результате хорошо выполненной боевой задачи полк, которым командует майор Курунин, нанес противнику большие потери в живой силе и технике, взяв при этом много трофеев и до 150 солдат и офицеров противника».

Обратим внимание: за 4 года до этого Степан Федорович был сугубо гражданским человеком. В период Великой Отечественной войны он был трижды ранен, награжден (кроме ордена) медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы». После Победы продолжил службу в армии, получил звание подполковника.

Никита Хрущев в совхозе «Волго-Дон».


Есть еще одна особенность в военной судьбе подполковника Степана Курунина – он единственный из сталинградцев, кто был награжден в 1946 году четырьмя польскими наградами: «Крестом храбрых», медалями «Победы и Свободы», «За Одру, Нису и Балтику», «За Варшаву 1939-1945».

Михаил Шолохов (в центре) в Сталинграде.


В 1957 году после увольнения из армии Степан Федорович работал собственным фотокорреспондентом ТАСС по Сталинградской – Волгоградской области. Его фотоаппарат запечатлел визиты в наш город Фиделя Кастро, Че Гевары, Хо Ши Мина, Никиты Хрущева, легендарных полководцев Василия Чуйкова, Андрея Еременко и Александра Родимцева, писателя Михаила Шолохова и других именитых гостей.

Степан Федорович буквально с первого дня вел фотолетопись строительства мемориального комплекса на Мамаевом кургане, многие годы дружил с легендарным скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем, который и сделал первый памятник на могиле друга на Димитровском кладбище Волгограда.

Прочитать ещё

Боевой путь 10‑й стрелковой дивизии войск НКВД изучают активисты клуба исторической реконструкции из города Гамильтон Новой Зеландии. Над ее зелеными холмами раздается русское «Ура!», когда реконструкторы бегут в атаку, «обороняя» Сталинград.
Среди специалистов нередко можно услышать, что существенный вклад в разработку методов стрельбы из противотанковых ружей по немецким самолетам внес стрелок-бронебойщик 284‑й стрелковой дивизии Дмитрий Шумаков. Однако почему тогда за это изобретение его не наградили? Невозможно найти об этом ни воспоминания ветеранов, ни документов. Так кому же тогда на самом деле принадлежит гениальное ноу-хау времен Сталинградской битвы?