Известие о подвиге артиллеристов быстро распространилось среди воинов дивизии. В газете 1392‑го стрелкового полка «Красный стрелок» уже 30 августа 1942‑го вышла заметка «Победа т. Алеканцева».

Бой у станции Тундутово

«Но вот командир орудия, т. Алеканцев, остался один… Сам был за наводчика, заряжающего, подносчика снарядов. Он наводил свое орудие на цель, в упоении славным боем кричал: «Огонь» – и после каждого выстрела черный дым кружился над вражеским танком…»

31 августа командование дивизии ходатайствовало о присвоении Алеканцеву звания Героя. Но командующий войсками 57‑й армии генерал-майор Федор Толбухин и член Военсовета армии бригадный комиссар Никита Субботин «снизили» награду до ордена Отечественной войны I степени.

11 октября в «Красном стрелке» вышло стихотворение «Песнь о бесстрашном сержанте Алеканцеве»:

Овеянный дымом, в горячей пыли,
Стоит тот курган под Солянкой,
Где немцы ни шагу вперед не прошли,
Где стал на посту Алеканцев.

Там танки грохочут и пули, как град,
Летят над бесстрашным героем,
Сказал Алеканцев: «Ни шагу назад!
Удар по врагу мы утроим!

Нас злобно враги окружили кругом…
Подносчик, снаряды скорее!
Так лучше, друзья, за Отчизну умрем,
Чем пустим врага к батарее!»

В степи под курганом и грохот, и дым,
И знамя родное алеет…
Пусть знают – боец не сдается живым,
Герой никогда не робеет!

В крови батарейцы родные лежат
И шепчет товарищ герою:
«Смелей, Алеканцев! Ни шагу назад!
В степи стань гранитной горою!»

И раненый воин друзьям говорит:
«Фашисты сюда не пробьются!
Десятый уж танк под Солянкой горит!
Пусть знают, как сталинцы бьются!»

И ветер ему овевает лицо,
И тучка приносит прохладу…
Для счастья России, во славу бойцов
Не знал Алеканцев пощады.

Двенадцать фашистских чудовищ в огне
В приволжской степи догорает.
Чье сердце в бою не уступит броне,
Тот воин врага побеждает!

Так слава Отчизны бесстрашным орлам
Их именем в битве клянемся:
«Вперед не пройти диким немцам-врагам!
Умрем, но победы добьемся!»

Александр Алеканцев родился 5 мая 1916 года в селе Тулянка Воронежской области, в 1932‑м окончил 6 классов. Работал в колхозе трактористом и комбайнером. В сентябре 1937‑го призван в РККА. Участвовал в боях у озера Хасан. Уволен в запас в 1940‑м.

Вновь призван в армию в марте 1942‑го, участвовал в боях под Сталинградом (август 1942‑го) в составе 1392‑го стрелкового полка 422‑й стрелковой дивизии, после ранения служил в запасных частях до 1946 года.

Он прошел всю войну и потом остался на службе в армии. Не стало героя Великой Отечественной в 1974 году.

Александр Федорович Алеканцев награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «30 лет Советской Армии».

В Бессмертном полку

Так сложилось, но слава у старшего сержанта Алеканцева была недолгой. Возможно, потому, что звания Героя он не получил. К тому же после августа 1942‑го служил в запасных частях.

А еще в листовках часто писали неверно его фамилию – АлИканцев, а в самом первом – полковом – наградном листе вообще назвали Алексеем Трофимовичем (!). Кстати, эта ошибка тиражируется и во многих современных статьях о нем.

Возможно, его подвиг со временем стал бы совсем неизвестным, если бы не командир 422‑й (с 1 марта 1943 года – 81‑й гвардейской) стрелковой дивизии генерал-майор Иван Морозов (1905–1979). В своих книгах и статьях он подробно описывает события 24–25 августа 1942 года и называет фамилии номеров расчета пушки:

«Упали одновременно подносчик снарядов Момот и заряжающий Шанкин. Действуя теперь вдвоем, Александр Алеканцев и Чебунин подожгли еще три танка и подбили два немецких танка. Наводчик Чебунин… вдруг споткнулся и упал… В кромешном аду Алеканцев остался у орудия один…»

По рассказу командира дивизии, наводчика Чебунина Алеканцев вынес с поля боя.

4 ноября 1942‑го в газете «Известия» вышел очерк спецкорреспондента Леонида Кудреватых «Утро под Сталинградом». В нем цитируется и «Песнь о бесстрашном сержанте Алеканцеве», и называются имена номеров его расчета: подносчик снарядов Момот, Александр Скороход, Григорий Щанкин, заряжающий Аким Пчелкин, наводчик Густав Фоц. Именно его, по версии Кудреватых, Алеканцев «взвалил на плечи совершенно обессилевшего от потери крови… и пополз по опаленной степной траве к штабу полка». Но имени Густава Фоца в списках 422‑й СД найти не удалось. А в бою 24–25 августа 1942‑го погиб младший сержант Фиц Г. А., уроженец Марковского района Ворошиловградской области.

Алексей Чебунин родился 24 февраля 1922‑го в Свободненском районе Амурской области. В армию призван в марте 1942‑го (в один день вместе с Алеканцевым). За бои 24–25 августа 1942‑го получил орден Красного Знамени. А всего за годы войны награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Демобилизовался в 1948‑м старшим лейтенантом, умер в 1974 году.

Казалось бы, все сходится, но по документам Алексей Иванович был не артиллеристом, а разведчиком, из противотанкового ружья подбил именно в те дни 3 немецких танка… Некоторые считают, что речь об однофамильце. Но бои были тогда тяжелейшими, позицию полк занимал локальную, так что Алексей Иванович мог оказаться и в расчете Алеканцева.

Сержант Момот П. М., уроженец деревни Кукарка Караукского района Алтайского края (Новосибирская область), согласно документам, пропал без вести.

Красноармеец Скороход Алексей Никифорович – уроженец с. Суражевка Свободненского района Амурской области. Похоронен на станции Тундутово. Сведения о нем есть в «Книге памяти. Амурская область. Том 2».

Красноармеец Пчелкин Аким Иосифович, уроженец Клепиковского (или Томского) района Рязанской области. Есть запись в «Книге памяти. Рязанская область», том 1. Предположительно он был похоронен в Сталинградской области.

Григория Шанкина (Щанкина) в списках 422‑й СД не найдено.

Никто из расчета 45‑мм пушки, кроме Алеканцева, награжден не был…

45-мм пушка Александра Алеканцева стала экспонатом музея

В донесении 422‑й СД сказано: «25–26 августа 1392-й стр. полк попал в окружение противника, понес большие потери, и при выходе из окружения почти все документы (в том числе и списки личного состава) штабом полка уничтожены…» В документе специально подчеркнуто, что «некоторых бойцов и младших командиров удалось установить только по фамилии».

Кстати, 45‑мм противотанковая пушка образца 1937 года № 2203, из которой расчет Алеканцева громил фашистов, без малого 80 лет находится в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Дело в том, что летом 1943-го на Воронежском фронте сотрудник музея у бойцов 422‑й стрелковой дивизии записал текст «Песни о бесстрашном сержанте Алеканцеве». Начальник исторического отдела музея, услышав рассказ о героическом расчете, отправился в район боев. И там нашел искореженную пушку! Он добился, чтобы ее отправили на один из артскладов, а оттуда и в музей.

Пушка стала экспонатом 2 февраля 1944 года. А в 1964‑м ее увидел командир – старшина сверхсрочной службы Александр Алеканцев. Он рассказал молодым солдатам и курсантам артиллерийского училища о том бое. Тогда, 25–31 августа 1942‑го, 1392‑й стрелковый полк потерял 36 офицеров и 975 сержантов и солдат. Несмотря на то, что прошло более 80 лет, остается надежда установить имена защитников волжской твердыни…

Прочитать ещё

Дворовая песня как жанр неофициально существовала во все годы советской власти. Известную песню этого жанра «В Кейптаунском порту» написал еще в 1940 году Павел Гандельман, уроженец Ленинграда, фронтовик, участник битвы на Волге.
Многие выпускники, сотрудники, студенты аграрного вуза нашего региона знают Евгения Федоровича Рогова как замечательного человека и прекрасного преподавателя. Но этот скромный с виду, добродушный и спокойный человек в годы Великой Отечественной войны, будучи командиром взвода автоматчиков, с автоматом ППШ в руках прошел от Сталинграда до Бухареста.