Накануне Великой Отечественной войны в нашей стране был создан так называемый триплекс орудий большой мощности: 203,2-мм гаубица Б-4, 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5 имели практически однотипный лафет.

152-мм пушка образца 1935 года Бр-2 стала одной из первых отечественных разработок орудий большой мощности. В РККА, а затем и в Советской армии Бр-2 была одной из самых малочисленных, а потому и самых редких. Скорее всего, из-за этого никаких «народных» названий или прозвищ эта артиллерийская система не получила. К тому же советская артиллерия большой и особой мощности всегда была окутана ореолом таинственности.

Бр-2 – 152-миллиметровая пушка образца 1935 года

Пушка Бр-2 была разработана и производилась на сталинградском заводе «Баррикады». Большинство источников сходятся во мнении, что с 1937-го по 1940 год было выпущено примерно 37 этих уникальных орудий.

Бр-2 предназначалась для борьбы с артиллерией противника, разрушения его командных пунктов, тыловых оборонительных районов, нанесения ударов по скоплению войск и прочего. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом массой почти 49 килограммов составляла 25 750 метров. Вес орудия в боевом состоянии – 18 200 килограммов, а обслуживал одну пушку расчет из 15 человек.

Свое боевое крещение пушка Бр-2 получила еще в «незнаменитой» войне с Финляндией. А за все время Великой Отечественной войны Красная Армия не потеряла ни одной пушки Бр-2. Чтобы избежать захвата противником, их вовремя отводили при отступлении.

Из пушек, разработанных и построенных в Сталинграде, наши артиллеристы громили врага на всех этапах битвы на Волге. В ней принимали участие 400-й и 406-й отдельные артиллерийские дивизионы, которые в разное время входили в состав 66-й и 62-й армий. В составе дивизионов было 12 152-мм пушек Бр-2.

Именно от берегов Волги эти мощные пушки начали свой победный путь на запад. После победы под Сталинградом пушки Бр-2 участвовали в большинстве наступательных операций Красной Армии – в Курской битве, в ходе окончательного снятия блокады Ленинграда, в Белорусской наступательной операции 1944 года. В победном апреле 45-го Бр-2 в составе артиллерийской группы 8-й гвардейской армии генерал-полковника Василия Чуйкова прорывали немецкую оборону на Зееловских высотах во время Берлинской наступательной операции.

В 1949 году пушки Бр-2 сначала прошли капитальный ремонт на родном для них заводе «Баррикады». В начале 50-х под руководством конструктора Георгия Сергеева в ОКБ предприятия был разработан новый колесный лафет, аналогичный для гаубицы Б-4М.

Георгий Сергеев / Фото: www.oboronprof.ru

Транспортировка орудия, которое стало называться Бр-2М, стала нераздельной, зато скорость буксировки при этом возросла с 15 до 35 км / ч. Некоторое время замены этой системы в Советской армии не было, и, скорее всего, это и позволило им стоять на вооружении до 70-х годов.

Прочитать ещё

Летом 1942 года летчик-штурмовик Иван Пстыго отправился с товарищами на «свободную охоту». Это было время активного наступления немцев под Сталинградом и перед летчиками стояла задача с воздуха обнаруживать и уничтожать вражеские колонны с техникой. Боевых товарищей ждал неожиданный успех – сотни автомобилей, бензозаправщиков, мотоциклов, которые стояли вокруг небольшого озера, а само озеро кишело «головешками» - немцы, разморенные июльской жарой, решили искупаться. «Ну, будет вам сейчас курорт! Устроим вам русскую баню!» - решил старший лейтенант Пстыго и велел своей группе пикировать на озеро.
Ставшая хрестоматийной фотография «Наступающие под Сталинградом советские войска: «Катюши» и танки Т-34» сделана известным фотокорреспондентом газеты «Правда» Александром Устиновым. Это фото наверняка знакомо тем, кто интересуется военной историей, однако немногие знают, на каком именно автомобиле смонтирована установка БМ-13.