Местные чекисты самоотверженно боролись и с той нечистью, что всплыла в годы Великой Отечественной войны. Бывшие полицаи, дезертиры, уголовники объединялись в банды и грабили мирных жителей.

Об одном из эпизодов беспощадной войны, которую объявили чекисты вражеским силам, рассказывает донесение начальника Нехаевского районного отделения НКВД лейтенанта госбезопасности Гусева (от 16 февраля 1943 года) в штаб областного управления НКВД о ликвидации бандитской группы:

«...Нами были получены сведения, что в районе хутора Луковского свирепствует банда численностью 6-8 человек. Примерно было установлено их место нахождения, в частности: группа скрывается в лесах за Хопром, в 4-5 километрах от хутора Луковского, и участники группы периодически совершают налеты на хутора Луковский Нехаевского района и Самодуровский Добринского района (ныне в составе Урюпинского района. – Прим. ред.) ».

Газета "Правда" от 13 июля 1941 года с призывом уничтожать шпионов и диверсантов на передовице

Как сообщает далее Гусев, в целях «изъятия указанной группы» была разработана, как бы сейчас сказали, спецоперация. Приступили к ней силами райотделения и истребительного батальона 
9 февраля 1943 года. Причем операция продолжалась трое суток. В итоге «взяты шесть бандитов и один пособник». Начальник райотдела приводит далее в донесении подробности:

«...При выезде нами 
9 февраля на место была найдена в лесу землянка, в которой взяты два бандита, затем недалеко была обнаружена вторая землянка. Скрывающиеся в ней три бандита на наше предложение о сдаче оказали вооруженное сопротивление...».

Бандиты не сдавались целые сутки. Хотя землянку и забросали гранатами (причина – «землянка имела извилистую форму. И брошенные гранаты в амбразуру не поражали заднего края землянки, поэтому бандиты оставались невредимы»). И только на следующий день, то есть 10 февраля, чекистам удалось пробить сверху над землянкой дыру, через которую они спустили внутрь зажженную солому и «дымом выкурили бандитов из землянки». Шестой бандит был взят в квартире на хуторе Луковском. Он также пытался оказать вооруженное сопротивление, но не успел, так как был обезоружен.

Бандгруппа, как выяснилось после операции, имела при себе два винтовочных обреза, три охотничьих ружья, три ручные гранаты с запалом, два кинжала и больше сотни боевых патронов. В своем донесении лейтенант госбезопасности Гусев пишет: 

«Допрошенные мною два бандита показали, что они все дезертиры, уроженцы хутора Луковского нашего района. Летом 1942 года скрывались все вместе, а с наступлением холодов с целью конспирации разбились на группы и сделали несколько землянок, в которых и скрывались, поддерживая организационную связь группы с группой».

Как показали допросы, участники бандгруппы в июне 1942 года убили колхозника и разграбили пасеки колхозов хуторов Самодуровского, Добринского и Луковского Нехаевского районов, жгли солому, крали хлеб, хотели убить участкового уполномоченного и председателя колхоза.

В то же время чекисты констатировали, что «во время проведения самой операции по ликвидации бандитов жертв удалось избежать».

Прочитать ещё

О том, что такое война, Андрей Торбин, замдиректора Волгоградского авиационно-спортивного клуба «Юный ястреб», знает не по фильмам. Около двух десятков лет назад ему, военному разведчику, довелось на бронетранспортере, пешком, а то и ползком пройти чуть ли не всю Чеченскую Республику, где в те дни полыхала война. По давней традиции все мужчины в семье Андрея Торбина носят военную форму. Вот и Андрей, отслужив срочную службу в ВДВ, поступил, уже будучи прапорщиком, в военное училище в Алма-Ате. О службе в разведке – его рассказ от первого лица.
В Красногорском филиале Музея Победы, который еще по старинке называют «Мемориальным музеем немецких антифашистов», открылась выставка «Уроки антифашизма».