Не числом, а умением
Ответ довольно быстро нашелся в книге «Мамаев курган» ветерана той самой дивизии подполковника в отставке Николая Никитовича Аксенова:
«... В дни жестоких сражений за Мамаев курган в дивизии вышли из строя почти все зенитные средства, и фашистские летчики безнаказанно бомбили нас. Тогда у смелых и находчивых бойцов и командиров из роты противотанковых ружей родилась дерзкая мысль: приспособить бронебойки для стрельбы по вражеским самолетам, и они добились своего...».
Заметим, что в конце 41‑го – начале 42‑го мысль о применении ПТР для стрельбы по самолетам, что называется, витала в воздухе. Другое важно понять: при формировании 284‑й дивизии, судя по документам, в ее составе не было ни отдельной зенитной батареи, ни отдельного зенитного дивизиона. Такое обстоятельство лишь усугубляло и без того сложное положение наших войск в Сталинграде.
Николай Аксенов, ветеран 284-й стрелковой дивизии,
автор книги «Мамаев курган».
А вот еще один фрагмент из книги Аксенова, в котором он поименно перечисляет смекалистых «сталинградцев»:
«... В журнале боевых действий за 27 октября 1942 года есть такая запись: «Заместитель политрука коммунист Плешков из противотанкового ружья сбил два немецких бомбардировщика. Сержант-комсомолец Репа и боец-комсомолец Кузнецов из ПТР сбили по одному бомбардировщику...».
А в политдонесении за 1 ноября 1942 года сообщалось, что было сбито пять самолетов противника. Вот фамилии отважных мастеров меткого огня по самолетам: лейтенант Шевченко, красноармеец Моторин, красноармеец Сайфулин, сержант Иванин. Все храбрецы – комсомольцы. Серьезного внимания заслуживает опыт коммуниста старшего сержанта Плешкова.
У этого подлинного суворовского солдата обнаружилось то драгоценное качество, которое является отличительной чертой лучших героев нашей армии – это творческая смекалка, стремление уничтожить врага не числом, а умением.
Фронтовой изобретатель
Аксенов подчеркивает: именно Плешков стал изобретателем зенитной установки из тележного колеса:
«...Станком для ружья послужило простое колесо от телеги, надетое на ось, вбитую в землю. Колесо вращалось на оси, что давало возможность кругового обстрела. Такая фантастически остроумная и простая «зенитная установка» понравилась комсомольцам роты, и они соорудили несколько таких «зениток».
На сайте «Подвиг народа» нам удалось найти наградной лист на заместителя политрука командира взвода ПТР 1045‑го стрелкового полка 284‑й стрелковой дивизии Михаила Константиновича Плешкова. Он родился в 1917 году, в 41‑м стал кандидатом в члены ВКП(б). На службу был призван Фрунзенским РВК Москвы. С 21 сентября 42‑го Плешков – на Сталинградском фронте.
Из наградного листа:
«25.10.42 при возвращении вражеских самолетов с бомбежки тов. Плешков сбил самолет противника из ружья ПТР, который загорелся и упал на территории противника. 26.10.42 он также из ружья ПТР сбил один возвращавшийся с бомбежки вражеский самолет, который загорелся и упал на линии железной дороги около участка обороны 1‑го стрелкового батальона 1045 с.п.».
Представляли Михаила Константиновича к ордену Красного Знамени, а наградили орденом Отечественной войны II степени. Плешков не дожил до Победы. В ноябре 1942 года был тяжело ранен, скорее всего, в районе Мамаева кургана, переправлен за Волгу, а затем в госпиталь в Саратов – он умер 12 декабря.
Сталинградские бронебойщики били по самолетам
без особых приспособлений, на этом фото -
командир взвода Красиков, 1943 год.
Сержант Репа и его последователи
А вот отрывок из фронтового очерка «Сталинградская армия» Василия Гроссмана:
«...Командир батальона капитан Ильгачкин – высокий, худой юноша с черными глазами, с темным высоким лбом. По национальности он чуваш <…>
В октябре он и красноармеец Репа были одержимы другой идеей: сбивать «Ю-87» из противотанкового ружья. Ильгачкин произвел довольно сложные подсчеты с учетом начальной скорости пули и средней скорости самолета, составил таблицу поправок для стрельбы.
Была построена фантастически остроумная простая «зенитная установка». В землю вбивался кол, устраивалась на нем втулка, на эту втулку надевалось колесо от телеги.
Противотанковое ружье сошниками укреплялось на спицах колеса, а телом своим лежало между спицами. И сразу же худощавый и унылый Репа сбил три немецких пикировщика «Ю-87».
Нам удалось найти сведения о командире расчета ПТР сержанте Петре Григорьевиче Репе и капитане Михаиле Ильгачкине. Репа родился в 1910 году, поэтому по возрасту уже не мог быть комсомольцем, вообще был беспартийным.
Из наградного листа (к ордену Красной Звезды):
«Тов. Репа в боях за Сталинград проявляет геройство и мужество. 27 октября 1942 года из ружья ПТР сбил вражеский пикирующий бомбардировщик. Самолет загорелся и упал в районе 2‑го тира, что северо-западнее Мамаева кургана».
Сержант Репа дожил до Победы, а в 1985‑м был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Командир 2‑го батальона 1045‑го стрелкового полка капитан Михаил Александрович Ильгачкин родился в 1906 году, в армию был призван в 28‑м. Участвовал в Великой Отечественной войне и войне с Японией, был трижды ранен, награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя – Красной Звезды, медалями. Войну закончил командиром 537‑го стрелкового полка 386‑й стрелковой дивизии, а в 1985 году награжден орденом Отечественной войны I степени.
О нем, кстати, сказано и в книге Аксенова: «...Комбат капитан Михаил Ильгачкин поддержал доброе дело своих бронебойщиков. Он составил таблицу упреждения стрельбы по зенитным целям, организовал инструктаж и учебные тренировки прямо на огневых позициях. Дело обучения бойцов стрельбе по вражеским самолетам взял на себя лейтенант Шевченко, и это дало хорошие результаты: за короткое время отважные комсомольцы сбили 9 самолетов...».