Чтобы повысить вес залпа и скорострельность зенитных установок, еще в первой трети ХХ столетия нашлось техническое решение: увеличить число стволов орудий или пулеметов.

Сдвоенные, строенные и счетверенные пулеметные и сдвоенные орудийные зенитные установки применялись в армиях всех стран, участвовавших во Второй мировой войне. Надо отметить, что рекорд в создании многоствольных систем принадлежит немецким конструкторам, создавшим 20-мм зенитную автоматическую восьмиствольную установку SMK-18.

В 1930 году на знаменитом Тульском оружейном заводе была создана спаренная зенитная установка из двух пулеметов системы Максима. Ее хотя и приняли на вооружение, но выпустили в небольшом количестве.

Зато на следующий год на вооружение РККА была принята счетверенная зенитная пулеметная установка М4 образца 1931 года. Ее также спроектировал коллектив тульских конструкторов во главе с Николаем Токаревым (сыном выдающегося оружейника Ф. В. Токарева).

Николай Токарев – конструктор счетверенной зенитной пулеметной установки М4.

Станковый пулемет Максима образца 1910 года был на то время единственным подобным на вооружении Красной Армии. В ЗПУ емкость пулеметных лент увеличили с 250 до 1000 патронов и применили принудительное водяное охлаждение стволов.

Впервые ЗПУ М4 была использована против японских самолетов во время вооруженного конфликта у озера Хасан в 1938 году. Установка применялась в Красной Армии до конца Великой Отечественной войны. Особенно в наиболее сложный, начальный, период войны М4 была самым распространенным вооружением армейской ПВО.

ЗПУ М4 в экспозиции Музея войск ПВО

Достоинства установки М4 – высокая скорострельность и плотность огня, хорошая маневренность, постоянная боеготовность, простота конструкции и эксплуатации. Она могла устанавливаться как в стационарном варианте для обороны важных объектов, так и на автомобилях, прицепах, железнодорожных платформах, кораблях и катерах. Очень эффективно показывала себя и при стрельбе по наземным целям. При этом могли быть использованы все 7,62-мм винтовочные патроны – от простых до бронебойно-зажигательных.

Увидеть счетверенную зенитную пулеметную установку М4 образца 1931 года в отечественных военных музеях непросто. Один экземпляр такой ЗПУ находится в единственном в Европе Музее войск ПВО в подмосковной Балашихе. Музейная установка участвовала в боях в годы Великой Отечественной войны, но и сегодня находится во вполне боевом состоянии.

Прочитать ещё

Свыше 50 типов самолетов освоил за 59 лет летной службы маршал авиации, Герой Советского Союза, Почетный гражданин города-героя Волгограда Иван Иванович Пстыго (1918-2009), свыше 7 тыс. часов налетал. Но самые памятные его бои были в небе над Сталинградом. Сражался он тогда на «летающем танке» – так прозвали штурмовик  Ил-2. В ноябре 1942-го Пстыго, уже будучи майором, командовал штурмовым авиационным полком. Ему было всего 25 лет.
Об артиллеристах в Сталинграде мы рассказываем часто. А вот о военной технике – реже. Между тем в битве на Волге Красная Армия применяла только буксируемую ствольную артиллерию. Уровень ее моторизации, вопреки расхожему мнению о «технической отсталости», был выше, чем немецкой. Этот рассказ – о «сталинградской» части уникальной столичной выставки отреставрированных образцов автотехники «Моторы войны». Экспозиция создана на основе частных коллекций Вячеслава Лена, Евгения Шаманского и Игоря Шишкина при участии военно-исторического клуба «Капонир» и ГУП «Мосгортранс».