Сталинград защищали воины самых разных национальностей – против фашистских захватчиков бок о бок сражались русские, белорусы, украинцы, казахи, азербайджанцы и т.д. И ярким примером такого интернационального воинского братства стал взвод Михаила Кабрибова.
В сентябре 1942 года на берегу Дона в районе хутора Староклетского разгорелся бой. Взвод М. Кабрибова получил боевое задание – подавить вражеский дзот и занять высоту 115,2. Бойцы четверо суток штурмовали высоту, наконец, ползком приблизились к дзоту и забросали его вещмешками, наполненными песком. От взвода тогда осталось лишь 11 человек – узбеки Бахрим Аликбеков, Абдурахман Ирданов, Сапсар Пойзиев, Диар Ахмедов, Сайтер Морданов, Нармурад Хаитов, Худсейкул Мусаев, Тамель Хузин, Сабир Тленов, казах Бабяр Гайаров и командир храбрецов азербайджанец Михаил Кабрибов.
Плакат. Худ. В.Корецкий, 1943 год
Враг не мог смириться с потерей выгодного рубежа и стал предпринимать попытки выбить бойцов с занятой высоты. Но каждый раз, когда гитлеровцы поднимались на штурм, советские воины поливали их огнем, не смолкал пулемет Бабаяра Гайарова. Некоторые фашисты ползком подбирались поближе и бросали в окопы храбрецов гранаты с длинными ручками. Но Сапхар Пайзиев и Нармурад Хаитов успевали переправить «посылки» обратно отправителям.
В какой-то момент у воинов закончились боеприпасы. Наступила неожиданная тишина и немцы, смекнув, в чем дело, осмелели, стали кричать:
— Рус, сдафайсь!
Михаил Кабрибов повернулся к своим бойцам и сказал: «На каждый штык приходится 30 немцев. Кто боится, пусть сейчас выходит из строя!». Никто не сдвинулся с места.
Завязался штыковой бой, в результате которого все защитники высоты погибли. Но смерть их не была напрасной – они не только оставили на поле боя 120 трупов гитлеровцев, но и своим ожесточенным сопротивлением дали время нашим частям развернуться и отбросить фашистов.
Командование высоко оценило подвиг бойцов на 115,2 высоте и наградило их посмертно правительственными наградами, , а героического командира – Михаила Кабрибова удостоила звания Героя Советского Союза.
Наградной лист Кабрибова М.Н., источник: http://podvignaroda.ru
Однако, Михаила Кабрибова похоронили преждевременно – он выжил в том бою, получив ранение в горло. В бессознательном состоянии его захватили в плен, из которого он впоследствии бежал и стал пробираться к своим. Обессилев, он на удачу постучался в окно крайней избы в украинском селе Старобешеве. И ему повезло – жившая там украинка Пелагея Петровна Бордова не только укрыла у себя раненого юношу, но и помогла связаться с другими советскими военнослужащими, которых прятали у себя местные жители. Так Михаил Кабрибов примкнул к местному подполью. Подпольщики занимались антинемецкой агитацией, распространяя на территории села листовки и воззвания.
Но Кабрибова выследил местный староста и не миновать ему нового плена и мучительной смерти, если бы вновь не вмешалась Пелагея. Она откупила Михаила от полицаев водкой, став его спасительницей во второй раз.
Впоследствии, летом 1943 года при освобождении Украины так случилось, что рота Кабрибова первой ворвалась в село Старобешево и Михаил сразу же побежал к дому своей «второй матери» - так он называл потом до конца дней женщину, дважды спасшую ему жизнь.
Информация из приказа об исключении из списков М.Н. Кабрибова, источник: www.obd-memorial.ru
После войны они поддерживали тесную связь – каждый года она ездила к нему в Баку, а он навещал её на Украине. За спасение бежавшего из фашистского плена раненого офицера Пелагею Петровну Борлову наградили Почетной грамотой Верховного Совета Азербайджанской ССР.
А высоте 115,2 было решено присвоить наименование «Высота одиннадцати героев», в честь бойцов, отдавших да неё жизнь.
Обелиск в Староклетском, фото: vpavda.ru
В тексте использована информация из книги: Чистяков И. М. Служим Отчизне. — М.: Воениздат, 1985.