Эти английские машины были самыми первыми из тех, что союзники – Великобритания и США – поставляли в Советский Союз по программе ленд-лиза в годы Великой Отечественной войны.
Впервые на советско-германском фронте они вступили в бой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Средний пехотный танк Mk II «Матильда II» был спроектирован в 1936-38‑м годах и выпускался до августа 1943‑го. Это единственная машина в истории мирового танкостроения, получившая женское имя.
Отношение наших танкистов к Мк II было противоречивое. С одной стороны, он имел мощное бронирование на уровне тяжелых танков КВ, были выше качество брони и ресурс двигателя, условия для экипажа в английском танке, как и в других иностранных, считались лучше, чем в советских.
С другой стороны, танк создавался для непосредственной поддержки пехоты, поэтому имел невысокую скорость; оказался сложен в эксплуатации и требовал более высокой подготовки экипажа.
Танк Mk II «Матильда II».
Танк «Матильда» находился в частях Красной Армии вплоть до мая 1945 года.
Mk III «Валентайн», относящийся к легким по массе, был спроектирован в 1938 году. Он считается самым многочисленным английским танком Второй мировой войны и признается как один из наиболее удачных в своем классе.
Танки «Валентайн» (Valentine Mk. II) британского производства.
СССР получил по ленд-лизу 3332 «Валентайна» 7 модификаций из 8275 выпущенных в Великобритании и Канаде с 1940‑го по 44‑й год.
Начав свой боевой путь под Москвой, танки «Валентайн» завершили его в боях на Дальнем Востоке, против Японии.
На советско-германском фронте они воевали от самых южных до самых северных участков. В частности, до конца войны Мk III наряду с Т-34 оставались основными танками в наших кавалерийских корпусах.
Вообще, следует отметить, что сравнивать иностранные танки, поставляемые в СССР по
ленд-лизу, с отечественными не совсем корректно. Дело в том, что машины проектировались разными конструкторскими школами, для различного боевого применения, в них закладывались разные тактико-технические характеристики.