В дни уличных боев в Сталинграде основная часть артиллерии 62-й армии была выведена на левый берег и поддерживала пехоту огнем через Волгу. Сделано это было специально, чтобы не допустить захвата орудий противником. Прежде всего выводились полки и дивизионы реактивной артиллерии, боевые машины которых были секретными все годы войны. Удивительный факт: единственным реактивным полком, который оставался в осажденном Сталинграде на правом берегу Волги, был 19-й гвардейский минометный полк, которым командовал подполковник А. И. Ерохин.

19-й гвардейский минометный полк воевал на уникальных реактивных установках. Они назывались БМ-8–24. Особенность их была в том, что пакет направляющих для неуправляемых 82-мм ракет М-8 с необходимым пусковым оборудованием размещался не на автомобиле, а на шасси легких танков.

Эти машины были разработаны в СКБ московского завода «Компрессор», а выпускались на заводах «Компрессор» и «Красная Пресня». Ветеран полка Лев Нисенбойм вспоминал, что после формирования в Арске (Татарская АССР) их реактивный дивизион сначала в Горьком получил танки Т-60 без башен. А на них, уже в Москве, были установлены по 12 двойных направляющих.

Максимальная дальность стрельбы составляла 5500 метров. 24 снаряда сходили с направляющих за время залпа за 8–10 секунд. В вой-
сках эти машины хорошо принимались из-за лучшей защищенности и проходимости в сравнении с реактивными установками на базе грузовых автомобилей. Но по мощи снаряд М-8 значительно уступал М-13, и в производстве установки Б-8–24 был намного дороже. К тому же армия испытывала в тот период нехватку танков. Поэтому было выпущено примерно не более 50–60 таких установок. Видимо, в Москве личный состав изучил новую технику и там же прошло боевое слаживание.

Такие орудия били врага в Сталинграде.

Считается, что в ходе оборонительных боев под Сталинградом 19-й гвардейский минометный полк отбил более 40 атак, сжег и подбил более 50 танков, уничтожил 160 автомобилей, 14 минометных батарей, а также большое количество живой силы противника. За бои в Сталинграде полк весной 1943 года был награжден орденом Красного Знамени. И редкий случай – таким же орденом был удостоен и 110-й отдельный гвардейский минометный дивизион, входивший в состав полка.

До конца войны было еще далеко. 19-й гвардейский минометный полк участвовал в освобождении Украины, с боями дошел до Днепра. Участвовал в форсировании Сиваша, штурме Сапун-горы. Рассказывают, что батареи полка поднялись на крутые скаты высот напротив Сапун-горы и, выбрав удобную позицию, открыли огонь по врагу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1944 года 19-й полк был награжден орденом Суворова. И в тот же день Приказом Верховного Главнокомандующего № 0136 полку было присвоено почетное наименование «Севастопольский».Как вспоминают ветераны полка, после освобождения Крыма полк распрощался с БМ-8–24 на гусеничном ходу и получил установки на шасси ленд-лизовских автомобилей «студебеккер».

16 апреля 1945 года полк в составе 8-й гвардейской армии генерал-полковника В. И. Чуйкова форсировал Одер и принял участие в Берлинской операции. Именно 110-й Краснознаменный дивизион полка, поддерживая 150-ю стрелковую дивизию, обеспечил ее продвижение вперед к рейхстагу.

1 мая 1945 года дивизион сделал свой последний залп. За взятие Берлина полк был награжден вторым орденом – Кутузова.

Прочитать ещё

«Сталинградка» не раз уже рассказывала о судьбах защитников волжской твердыни, запечатленных на фронтовых фото. Сегодня речь пойдет о танкистах, которые вели тяжелейшие бои в районе Котлубани осенью 42-го.
22 декабря 1942 года Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль для лиц, участвовавших в обороне сталинградских рубежей. Причем, эта награда вручалась не только военным, но и гражданским лицам. О том, за какие заслуги давали медаль, кто был её автором и кого первым удостоили медали "За оборону Сталинграда", смотрите в нашей инфографике.