В семье нашего земляка бережно хранится фронтовая награда командира Алексея Варавина – орден Александра Невского. В конце июля 42-го в СССР был учрежден орден Александра Невского. Им награждались командиры Красной Армии от взвода до дивизии – «за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину».

За время Великой Отечественной войны орденом Александра Невского отмечены более 42 тыс. человек, среди них были и наши земляки.

Один из кавалеров ордена, который фронтовики называли «полководческим»,  – капитан Алексей Борисович Варавин.

– Мой отец родился в 1920 году в Воронеже, позже вместе с моей мамой Таисией Михайловной переехал в город Ленинск Сталинградской области, – рассказывает сын героя, полковник милиции в отставке, ветеран боевых действий Николай Варавин.

Там  Алексей окончил среднюю школу и в феврале 39‑го был призван в армию. Как имевшего среднее образование его направили в Великоустюжское пехотное училище. А после в июле 1941‑го сразу попал в действующую армию командиром взвода.

На фронте он был с ноября 1941‑го по май 45‑го, с «перерывом» в пять месяцев из‑за тяжелого ранения. Прошел путь от командира взвода до заместителя командира батальона и войну закончил в звании капитана.

Вот выдержка из наградного листа, когда Алексея Варавина представили к ордену Александра Невского:

«... Во время уличных боев в квартале 520 (город Кенигсберг. – Прим. ред.) оперативно, тактически грамотно, смело и решительно руководил боевыми операциями.

7.4.45 г. во время боя за большой и укрепленный немцами дом был выведен из строя командир батальона, тов. Варавин принял командование батальоном, и боевой приказ командира полка об очищении 520 квартала и опорного узла сопротивления был выполнен в срок...».

За время боев за Кенигсберг батальон под командованием нашего земляка Алексея Варавина уничтожил около 75 немецких солдат и офицеров, свыше 400 пленил, захватил 27 ручных и 11 крупнокалиберных пулеметов, 13 орудий, 300 винтовок и автоматов, а еще склад с вооружением и склад с продовольствием.

Фронтовая рана не позволила командиру продолжить службу в армии.

С 1948‑го по 1954 год он учился в Сталинградском мединституте, а потом долгое время работал хирургом в Ленинской районной больнице. Перед выходом на пенсию фронтовик трудился  в Волжской городской больнице
имени С. З. Фишера.

– Отца не стало в 2002 году, а его ордена хранятся у меня как память обо всех фронтовиках, – говорит сын Николай. – Когда осенью этого года будет освящен в нашем городе-герое храм Александра Невского, я обязательно поставлю свечу в память о своем отце – кавалере ордена его имени...

Прочитать ещё

История сражения на берегах Волги изучена буквально по дням. Между тем и поныне остаются в сталинградской хронике белые пятна, и об одном из них – наш сегодняшний рассказ.
Продолжаем публикацию серии статей о восстании узников Бухенвальда в рамках совместного проекта «Русская звезда Сопротивления» волгоградского музея «Наследие», Волгоградского регионального отделения Российского Военно-исторического общества (РВИО), «Сталинградской правды» и сайта stalingrad.vpravda.ru