Единственный образец шанцевого инструмента, который знает, наверное, каждый, даже те, кто не служил в армии, – лопата. Не обычная, а большая саперная лопата БСЛ-110. Она входила, входит и еще долго (судя по всему, не одно десятилетие) будет входить в комплекты всей – абсолютно! – советской и российской военной техники и вооружения.

Удивительно, но даже во всезнающем Интернете об этой лопате только и сказано: «Длина ее, от острия стального лотка до конца рукоятки (черенка), – ровно 110 см. Ширина стального лотка – ровно 20 см. Высота стального лотка – 25 см». Да, еще главная особенность: удерживается стальной лоток на черенке с помощью особого обжимного кольца. Это кольцо всегда и отличало БСЛ-110 от других типов и видов лопат.

А вот историю создания лопаты нигде не написали. Но нам помог волгоградский оружиевед, ведущий хранитель музейных предметов музея-панорамы «Сталинградская битва» Иван Коротков:

– Большая лопата для пехоты и кавалерии русской армии как шанцевый инструмент официально существует с 1874 года, хоть и появилась немного раньше. Добавлю, только одна – так называемая «лопата Тотлебена». Вообще само слово «шанцевый» связано со строительством укреплений, шанцев, как их называли в старину. И, естественно, с развитием оборонительных сооружений шло зарождение и развитие инженерных (пионерных) подразделений и частей, на снабжении которых и находился шанцевый инструмент, одним из которых как раз и была лопата.

Первые официально принятые в спецподразделениях русской армии лопаты-заступы относятся к правлению Петра I. Они были с кованым трапециевидным небольшого размера лотком и поперечной планкой. В начале XIX века меняется лоток и исчезает поперечная планка. В 1860 году «петровскую» заменили сразу три типа лопат: две возимых в обозах для различного типа грунта и одна переносная.

В 1866‑м опять вернулись к одному типу лопаты, но она отличалась повышенным весом. И вот в 1871 году появляется в войсках «нормальная лопата», или «лопата Тотлебена». Пройдя ряд небольших усовершенствований, сохранив свои начальные размеры, она к началу XX века превратилась в то, что мы сейчас называем БСЛ-110.

– Многие удивляются: неужели изобретатель БСЛ-110 – выдающийся русский военный инженер, инженер-генерал, граф Эдуард Иванович Тотлебен (1818-1884), герой Крымской и русско-турецкой войн? Но это действительно так, и все 145 с лишним лет она верно служит нашим солдатам, – завершил свой рассказ Иван Коротков.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

Поэт Виктор Пермяков написал необыкновенную книгу – двухтомный реквием «От июня до Берлина». Свой труд автор уже представил на суд общественности во время презентации, которая проходила в Триумфальном зале музея-панорамы «Сталинградская битва». 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Ровно столько же стихотворений и в книге. Их 1418 – каждое посвящено конкретной дате, от 22 июня 1941 года до майского победного дня 1945‑го… Нашу коллегу Юлию Гречухину не оставили равнодушной потрясающий сплав документалистики и живого поэтического проживания того трагического времени.
О том, что такое война, Андрей Торбин, замдиректора Волгоградского авиационно-спортивного клуба «Юный ястреб», знает не по фильмам. Около двух десятков лет назад ему, военному разведчику, довелось на бронетранспортере, пешком, а то и ползком пройти чуть ли не всю Чеченскую Республику, где в те дни полыхала война. По давней традиции все мужчины в семье Андрея Торбина носят военную форму. Вот и Андрей, отслужив срочную службу в ВДВ, поступил, уже будучи прапорщиком, в военное училище в Алма-Ате. О службе в разведке – его рассказ от первого лица.