Исход сражения за Сталинград во многом зависел от того, насколько четко, регулярно будут поставляться на фронт оружие, боеприпасы, воинское пополнение. А это в свою очередь требовало бесперебойной работы прифронтового железнодорожного транспорта. В таких вот эшелонах в пору Сталинградской битвы и начиналась трудовая биография нашей землячки, ветерана Великой Отечественной войны Марии Павловны Гайдамакиной.

Огненные версты

Отца Марии Павловны призвали на фронт в самом начале войны. Следом за ним ушел на фронт и ее брат, которому на тот момент едва стукнуло 18.

Дома, во Фролово, остались лишь Мария с мамой – время настало голодное, тяжкое, на близлежащей железнодорожной станции работать стало некому.

16-летняя девушка выучилась наскоро на дежурную по станции, а затем ее направили работать младшим кондуктором товарных эшелонов на железнодорожную станцию Арчеда. Направление движения у этих эшелонов было в то время одно – Сталинград. В них в сражающийся город и доставлялись военные грузы.

Надев полушубок и ватные брюки, и днем, и ночью ездила в поезде: если что-то на путях случится, должна была сразу же тормоз сорвать.

– «Башмак» таскала в таких случаях, чтоб под колеса поезда его подкладывать, а он – весом в пуд! – вспоминает Мария Павловна. Фонари здоровенные тоже носила. Бывало, едешь, едешь. Вдруг что-то случилось на пути. Эшелон сразу же останавливается, иду назад с полкилометра, несу на руках тяжеленный «башмак». Ставлю его под колеса последнего вагона, а сама ухожу с фонариком почти на километр дальше. Если все нормально, вешаю желтый фонарь как сигнал для машиниста.

Но если есть на путях опасность, тогда в ход идет красный фонарь: когда устранят неисправность, от паровоза давали сигнал и ждали, пока Мария вернется в поезд.

Главная в поезде

Вот так и ездила она, раз за разом, к фронту и обратно. И танки, и солдат, и пушки возили ее товарные эшелоны, и боеприпасы – даже знаменитые «катюши». Разгружали технику с платформ на станциях прибытия в условиях секретности и прятали затем ее в укрытиях. Ездили обычно до станций Разгуляевка, Чир, Петров Вал. Не было у нее ни выходных, ни отдыха. Мария дома почти не бывала.

– Иной раз вернусь на свою станцию и даже с места своего встать не могу – настолько утомилась, – вспоминает ветеран. – Кто-нибудь другой из кондукторов снимал меня с машины под руки. Бывало, в пути эшелон попадал под бомбежку и вагоны разбивались, как скорлупки.

В конце июля 1942‑го после бомбежек арчединский железнодорожный узел превратился в груду развалин.

Ремонт путей занял бы довольно много времени. Но фронт долго ждать не мог. Поэтому быстро проложили обводной железнодорожный путь прямо по улицам города Фролово – Народной, Советской, Спартаковской.

В декабре 1942 года арчединские железнодорожники помогли сорвать план немецкого командования. Под непрекращающимися бомбардировками они в кратчайшие сроки сформировали, пропустили и выгрузили 165 эшелонов с личным составом и боевой техникой.

Именно отсюда передислоцированная 2‑я гвардейская армия генерала Родиона Малиновского перешла в район реки Мышково на Среднем Дону. Она остановила и разбила войска генерала Манштейна, рвавшегося на помощь фельдмаршалу Паулюсу.

Когда Марии исполнилось 18 лет, она стала уже главным кондуктором на поездах. Можно сказать, что начальником эшелона – все документы на поезда принимала она перед их отправлением и сдавала затем в пункте назначения.

Жить ради других

Отец и брат Марии с войны не вернулись. Оба пропали без вести. Отец – где‑то на западе, при отступлении в начале войны, брат тоже без вести пропал – под Сталинградом. Мария Павловна тоскует по ним до сих пор. «Так и не выплакала, – говорит, – я ни отца, ни брата».

После войны, в 1946 году, Мария Гайдамакина под поезд угодила – сильно пострадала нога, пальцы отрезало, и ей, совсем молодой еще женщине, дали 2-ю группу инвалидности.

Но недаром говорят – беда не ходит в одиночку. Мария заболела столбняком. Месяц лежала неподвижно, не было шансов на спасение, но молодой организм справился.

На железной дороге больше не смогла работать. Вместе с мамой уехала в село Гуляевка этого же Фроловского района, поступила в колхоз.

И еще долго трудилась, несмотря на инвалидность. Ходила ночи напролет за трактором, плугом, с пчелами на пасеке работала.

Вспоминает: тяжело жили, было у нее тогда одно-единственное платье. После стирки некогда ждать, когда высохнет – надевала мокрым…

В 1985 году Мария Гайдамакина переехала в Арчединский лесхоз и стала там работать, потом трудилась в техникуме вахтером.

Сейчас Мария Павловна живет в поселке при том же Арчединском лесхозе Ветютневского сельского поселения Фроловского района Волгоградской области – тут 8 хуторов, но Мария Павловна осталась единственным ветераном Великой Отечественной.

Сейчас ей идет 97-й год. Невзирая на возраст и накопившиеся проблемы со здоровьем, она по‑прежнему все делает по дому сама. Лишь иногда просит внука Олега помочь.

Есть о Марии Павловне статья в районной Книге памяти, гости нередко к ней в дом приезжают – представители властей района, сельского поселения, районного Совета ветеранов и, конечно, школьники.

Всех хозяйка встречает радушно. Это общение ей помогает чувствовать себя необходимой людям – как тогда, 80 лет назад, в годы Сталинградской битвы…

Прочитать ещё

В 1965 году в городе Остров Псковской области был открыт Островский краеведческий музей. Для музея 53 года, можно сказать, «юношеский возраст». Хотя интересного, побывав там, наш военный обозреватель Александр Фолиев нашел немало.
Сотни боевых асов были воспитаны в сталинградском аэроклубе, созданном в 30‑е годы прошлого века, 9 человек стали Героями Советского Союза. Подвиги, обессмертившие имена пилотов, они совершили в различное время – в советско-финскую войну и в Великую Отечественную, а также в мирные годы. «Сталинградская правда» начинает цикл публикаций об этих летчиках-героях. Первый рассказ – о нашем земляке Иване Федоровиче Базарове, командире эскадрильи 247‑го истребительного авиаполка 203‑й истребительной авиационной дивизии 1‑го штурмового авиакорпуса 5‑й воздушной армии Степного фронта.