Яркую страницу в историю Великой Отечественной войны вписали советские снайперы. Об этом мало рассказывают, но среди них были и женщины, в том числе и наши землячки.

Ополченка с улицы Красноуфимской

Многие волгоградцы знают частный дом в Кировском районе на улице Красноуфимской, 20.

Этот дом вошел в историю благодаря тому, что в нем в 1943‑м располагался штаб командующего 64‑й армией Михаила Шумилова. Здесь же Михаил Степанович проводил первый допрос плененного генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса.

Волгоградке Наталье Высоцкой, сотруднице музея «Россия. Моя история», эта улица не просто хорошо знакома – она, можно сказать, ее малая родина. Здесь Наталья родилась и выросла, здесь жила вся ее родня, в том числе и в военную пору.

– В сорок втором году здесь, на улице Красноуфимской, формировались отряды народного ополчения, – рассказывает Наталья. – В один из них вступила и моя бабушка Нина Петровна Высоцкая, в девичестве – Орлова.

Здесь же, в бывшем Ерманском, ныне Кировском районе сотрудница сталинградской почтовой конторы Нина Орлова прошла снайперскую подготовку.

Нина Петровна Высоцкая после войны вернулась в Сталинград, на родную улицу Красноуфимскую.

Боевое крещение она приняла на небольшом клочке земли в нынешнем микрорайоне Тулака, который осенью 42‑го обороняла с товарищами.

Хотя официально Нина числилась в отряде ополченцев снайпером, ей приходилось не только стрелять по врагу.

Нина Высоцкая выносила из‑под вражеского обстрела бойцов, оказывала им первую помощь, ухаживала за ранеными, помогала доставлять их к месту переправы для эвакуации за Волгу.

Фронтовая любовь

Во время службы в действующей армии Нина познакомилась со своим будущим супругом, офицером органов госбезопасности Анатолием Высоцким, также участвовавшим в обороне Сталинграда. Вместе супруги прошли фронтовыми дорогами вплоть до победы, оба они были отмечены рядом боевых наград.

А когда отшумела война, Нина Петровна вернулась в родной Сталинград, на ту же улицу Красноуфимскую.

– В послевоенные годы здесь, на этой улице, жили и другие женщины из бывшего сталинградского народного ополчения, – рассказывает Наталья Высоцкая.

Вечерами они собирались обычно за столиком возле исторического дома, играли в лото или преферанс. Всегда приветливые, добродушные, они хорошо принимали гостей, но про войну говорить не любили…

Нередко в те годы в этот дом приходили на экскурсию школьники из близлежащих школ. Экскурсии проводила для них жившая в нем в то время баба Маша, Высоцкая в девичестве – родная сестра деда Натальи Высоцкой Анатолия Анисимовича.

Заметка в «Сталинградской правде», май 1942 года. На нижнем фото: Нина Орлова (Высоцкая).

Нины Петровны давно уже нет на свете. Как память о ней в семье волгоградцев Высоцких хранится вырезка из нашей газеты «Сталинградская правда» за 13 мая 1942 года с фотографией совсем молодой еще Нины Петровны и заметкой «Девушки-бойцы». Рассказывается в ней о сталинградских ополченках-снайперах.

В судьбу вмешалась война

Валерия Данильчука, жителя хутора Сахарного, расположенного неподалеку от Краснослободска, наши читатели знают прежде всего как создателя ставшего местной достопримечательностью сказочного Сахарного замка.

Однако мало кому известно, что бабушка Валерия Тамара Аркадьевна Карчанова (Ломакина) также была снайпером на фронтах Великой Отечественной – 37 гитлеровцев на ее счету.

В 41‑м Тамара жила вместе с семьей в центре города, на нынешней улице Балонина, близ железнодорожного вокзала.

Тамара рано стала матерью, а отец ее маленькой дочери Нелли Георгий Коровицкий вскоре после начала войны был призван в армию.

На фронте он был воентехником 2‑го ранга, служил помощником командира батареи 1477‑го зенитного артиллерийского полка и погиб в марте 43‑го в боях за Белгород.

А остальная сталинградская родня Валерия Данильчука была в родном городе в самые страшные дни ожесточенных боев за него.

Прабабушка его погибла при бомбежке, ее похоронили в одном из окопов, в которых прятались от бомб мирные сталинградцы, положив вместо гроба в обычный сундук из ее собственного дома.

В Сталинской дивизии

Получив похоронку на мужа, Тамара Аркадьевна оставила маленькую дочку на попечение своей мамы и ушла на фронт вместе со сталинградскими добровольцами. Поначалу была медсестрой, затем попала в 301‑ю Сталинскую дивизию и окончила в ней школу снайперов.

Будучи командиром отделения снайперов зенитно-пулеметной роты Тамара Аркадьевна Карчанова форсировала Днепр, освобождала Кишинев, с боями дошла до самого Берлина, за мужество была награждена орденом Красной Звезды и рядом боевых медалей, включая и медаль «За взятие Берлина».

Тамара Аркадьевна Карчанова (Ломакина), бабушка Валерия Данильчука, вместе с маленьким сыном. Фото сделано в послевоенном Берлине.

После войны Тамара Аркадьевна еще некоторое время продолжала воинскую службу на территории Германии, но затем вернулась в Сталинград.

– Бабушка моя, – рассказывает Валерий Данильчук, – была высокой, крепкой женщиной, весила она сто сорок килограммов, и характер у нее был явно командирский. До сих пор помню, как она рассказывала своим низким голосом о фронтовом житье-бытье.

Внук вспоминает рассказ бабушки: как она на войне зимой, надев на себя две фуфайки и двое ватных штанов, взяв снайперскую винтовку, уходила на боевую позицию.

Так и лежала на снегу весь день, ожидая удачного момента для выстрела – много часов подряд, не шелохнувшись. С позиции уйти снайперу никак нельзя.

После войны Тамара Аркадьевна многие годы трудилась бухгалтером в железнодорожном депо Сталинграда.

Кстати, поскольку в разрушенном Сталинграде сначала жить было негде, родные Валерия Данильчука вырыли землянки в дубовой роще под Краснослободском. Так и был основан хутор Сахарный.

Умерла ветеран войны около четверти века назад…

Прочитать ещё

Два года назад «Талибан»* (террористическая организация, запрещенная в России) захватил власть в Афганистане. После того как американские войска, 20 лет обеспечивающие безопасность в стране, покинули республику, боевики радикального движения смогли без боя взять столицу – Кабул. С 15 августа 2021 года талибы** правят государством, за свободу и независимость которого в 1979-1989-м отдали свои жизни около 15 тыс. советских солдат и офицеров. Но сравнивая наше присутствие тогда и роль американских войск теперь, участник Афганской кампании ветеран танковых войск из Волгограда Владимир Россомахин параллели не проводит. Четко объясняет, почему, и напоминает боевые события тех дней.  
Мы часто публикуем рассказы родственников тех, кто стоял насмерть под стенами Сталинграда. Это – наш «Бессмертный полк». Сегодня о защитнике города на Волге рассказывает Олег Чернов из Новочеркасска – его отец Василий Григорьевич сражался за Сталинград.