Эта история началась в январе 2017 года. Рядом с бывшим рабочим поселком № 8 торфопредприятия «Назия» в Кировском районе Ленинградской области поисковики отряда «Суворов» из Коломны вели раскопки. В январский мороз им приходилось работать по пояс или по грудь в черной торфяной жиже. По архивным сведениям было известно, что здесь упал советский самолет, предположительно бомбардировщик, сбитый в сентябре 1941 года огнем немецкой зенитной артиллерии.

– Еще в 30‑е годы в Кировском районе было создано предприятие по добыче торфа, его уже не добывают, а окрестности бывшего рабочего поселка № 8 – почти сплошные болота, по которым передвигаться можно только зимой, –  рассказывает командир отряда «Суворов» Ольга Стружакова. – В болоте, на глубине около полутора метров, были обнаружены обломки фюзеляжа и двигателей самолета и останки трех членов экипажа.

Позже поиски были  продолжены в архивах. По номерам двигателей М-103 установили тип, номер и принадлежность сбитого советского бомбардировщика СБ.

Боевая машина входила в состав 3‑й разведывательной авиагруппы 452‑го скоростного бомбардировочного полка 3‑й авиационной группы ВВС.

Поднять обломки самолета и останки военнослужащих – только часть трудной работы поисковиков. И часто бывает, что не самая длительная и даже трудоемкая – гораздо больше времени занимает поиск сведений о судьбах найденных бойцов и командиров Красной Армии и розыск их родственников.

Начало весны 2017 года стало особенным для отряда «Суворов». Они сумели узнать имена экипажа сбитого самолета СБ.

Это три человека. Летчик – младший лейтенант Тихомиров Михаил Иванович, 1918 года рождения, уроженец деревни Новое Ивановское Медведковского сельсовета Ржевского района Калининской области. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу.

Обязанности штурмана выполнял сержант Допиро Дмитрий Парфентьевич, 1916 года рождения, уроженец села Вороное Букского района Киевской области Украинской ССР, также выпускник Ворошиловградской ВАШ.

А стрелком-радистом в этой боевой машине был сержант Феничев Алексей Петрович – и о нем ничего не было известно, личное дело в полку на момент гибели отсутствовало.

Находки на месте поиска.

Кстати, как установили поисковики, все члены экипажа СБ были, скорее всего, неженатыми – в графе «адрес семьи» донесения о потерях стоят имена только родителей.

Отец сержанта Феничева – «Петр С. – проживал в Сталинграде по адресу: Сталгрес (так в документе. – Прим. авт.), д. 11, кв. 15». Это современный Кировский район Волгограда.

С момента гибели экипажа в 1941 году все они числились пропавшими без вести. В донесении о потерях полка сказано:

«Не вернулись с боевого задания».

Поисковики обратились за помощью в военный комиссариат Волгоградской области. На их запрос ответили:

«В 1939 году Алексей Феничев был призван на военную службу в воинскую часть, расположенную в Читинской области. Дальнейший путь бойца не известен, для установления деталей отправлен запрос в Центральный архив Министерства обороны России в Подольске».

Такие поиски родственников погибших или пропавших без вести солдат и офицеров Красной Армии часто занимают много времени и сил. И нередко все усилия остаются напрасными.

Поисковикам приходилось работать зимой в болоте.

Но не в этой истории. В Волгограде обнаружили родственников Алексея Петровича Феничева.

И вряд ли здесь надо говорить про «удачу» или «слепой случай» – поисками родственников занимались люди не только опытные, но и неравнодушные.

Это руководитель краеведческого музея Кировского района Е. И. Иванова, сотрудник Волгоградского областного краеведческого музея Г. В. Завгороднева, педагоги Галина Резникова и Михаил Белоус, сотрудник отделения по работе с обращениями граждан облвоенкомата Елена Борцова. К их поискам были подключены работники архивов Волгограда и области.

И вскоре было установлено, что в Волгограде живет родной племянник погибшего сержанта – Александр Феничев, в семье которого действительно из поколения в поколение передавалась память и надежда, что узнают о судьбе своего сына, брата и дяди...

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

7,62-миллиметровый пистолет ТТ образца 1933 года – первый армейский самозарядный пистолет в СССР. Разработан в 1930 году выдающимся советским конструктором Федором Васильевичем Токаревым.
15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.