В архиве дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Тимофея Хрюкина есть уникальные фотографии летчиков – участников Сталинградской битвы. На обороте одной из них сделана надпись карандашом: «Орденоносец Г. Войсковой. Совершил 500 вылетов на Сталинград». Фамилия – достаточно редкая, к тому же есть первая буква имени. Наш военный обозреватель Александр Фолиев узнал о военной судьбе Григория Антоновича Войскового по архивным сайтам Минобороны РФ.
На Сталинградском фронте

Григорий Войсковой родился в 1921 году в Ворошиловградской области, откуда и был призван в армию в 38-м. На Сталинградском фронте пилот самолета По-2 765-го ночного бомбардировочного полка 27-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии старший сержант Войсковой воевал с 18 августа 1942 года. Уже 9 сентября был представлен к ордену Красного Знамени. Из наградного листа:

«Пилот Войсковой за время боевой работы проявил себя отважным храбрым летчиком, им совершен 101 успешный боевой вылет ночью по площадным и линейным целям... Всего экипажем пилота ВОЙСКОВОГО уничтожено и повреждено: 9 танков, 23 автомашины, 6 прожекторов, 4 зенитных точки, уничтожено до батальона пехоты».

Отметим, что Григорий Войсковой удостоен медали «За оборону Сталинграда».

В апреле 1944-го ставшего младшим лейтенантом и гвардейцем пилота 25-го гвардейского ночных бомбардировщиков авиационного полка Войскового представляют к ордену Отечественной войны
I  степени:

«За первые 100 успешных боевых вылетов награжден орденом «Красное Знамя». После награждения произвел 340 боевых вылетов ночью, причем бомбометанием уничтожено или повреждено: 14 танков, до 27 автомашин, 7 прожекторов, 3 ж/д вагона, подавлен огонь 4 минометных, 3 артиллерийских, 27 пулеметных точек...».

Тимофей Хрюкин (слева) командовал в дни битвы на Волге 8-й Воздушной армией.
Своего первого боевого ордена летчик Григорий Войсковой (справа) удостоен за Сталинградскую битву.

 

С У-2 – на истребитель

Видимо, к 1944 году в военной судьбе произошел серьезный поворот. Он не только был повышен в звании, но и прошел переучивание с самолета У-2 на истребитель и стал заместителем командира эскадрильи – штурманом в 291-ом истребительном авиаполку. В июле 44-го его представили к третьему боевому ордену:

«С момента последнего награждения тов. ВОЙСКОВОЙ произвел 31 боевой вылет, провел 5 воздушных боев, лично сбил 2 самолета противника. Из общего количества боевых вылетов 22 произведено на разведку войск и техники противника... Летая в любую погоду, тов. ВОЙСКОВОЙ всегда добывает самые точные и самые ценные сведения о противнике как для наземного, так и авиационного командования».

Его представляли ко второму ордену Красного Знамени, но наградили орденом Александра Невского – весьма редким у летчиков.

И все же вторым орденом Красного Знамени командир эскадрильи 291‑го истребительного авиационного Неманского полка капитан Григорий Войсковой был награжден. Представление подписали 6 мая 1945 – за три дня до Победы:

«С момента последнего награждения т. ВОЙСКОВОЙ произвел 54 боевых вылета, лично сбил 2 самолета противника. Командуя эскадрильей т. ВОЙСКОВОЙ в Берлинской операции добился исключительно высоких боевых результатов всей эскадрильи. На I-м Белорусском фронте его эскадрилья произвела 563 успешных боевых самолетовылета, произвела 36 воздушных боев и сбила 24 самолета противника. Свои потери – один летчик и один самолет, что составляет к сбитым самолетам противника 1 к 24».

В итоге – четыре боевых ордена за три года войны. Григорий Антонович Войсковой был одним из тех советских солдат и офицеров, кто с боями прошел от Сталинграда до Берлина. В октябре 45-го к медали «За оборону Сталинграда» прибавилась медаль «За взятие Берлина».

Мы не можем рассказать о дальнейшей судьбе одного из защитников Сталинграда. Видимо, он вернулся на родную Украину. 9 мая 2017 года его портрет появился на украинском сайте «Наш полк».

...А фото эти, по словам дочери генерал-полковника Тимофея Хрюкина Натальи могли быть сделаны для статьи «Действия ВВС в разгроме котельниковской группировки противника», которую ее отец написал для журнала «Вестник воздушного флота» в 1943-м, или для армейской газеты «Сталинский воин» 8-й Воздушной армии, которой он командовал в Сталинграде.

– К сожалению, говорит Наталья Хрюкина, – отец рано ушел из жизни, не успел написать мемуары…

Прочитать ещё

«Это был самый тяжелый момент боя, когда навалилась вся громада танков и авиации. Командир 229-й дивизии полковник Федор Сажин, комиссар дивизии Тихон Бандурин и начальник штаба подполковник Матвей Мелешкевич возглавили контратаку. Усилить погибающие батальоны было нечем - все резервы находились на левом берегу Дона», - начальник политотдела 64-й армии Михаил Смольянов.
Хотя история и не знает сослагательного наклонения, можно утверждать, что именно 19 ноября наступление могло не начаться. Ответственнейшее решение о наступлении принял командующий Юго-Западным фронтом Николай Ватутин.