Семейная история
…Мой дед Владимир Александрович Степанов принадлежит к тем людям, про которых говорят, что у них обыкновенная биография в необыкновенное время. Между тем крутых поворотов в его жизни было немало.
Дед родился 1 мая 1923 года в Царицыне. Но всегда говорил и писал в документах, что родился в Сталинграде. Не только потому, что именно в нем прошли десять лет его детства или требовалось указывать новое название.
Он всегда испытывал особые чувства к истории этого города. К тому же большое значение Сталинград сыграл и в судьбе моего прадеда, отца Владимира Александровича. Александр Алексеевич Степанов родился 5 ноября 1899 года в поселке Ремонтном Сальского округа Донской области. С 1916‑го по 1921 год работал на паровозоремонтном заводе в Тихорецке, а после окончания курсов был направлен в Сталинград.
Здесь он заведовал бюро жалоб и экономическим отделом Рабоче-крестьянской инспекции.
В 1922 году по особой партмобилизации проходил военную службу в качестве политработника в 6‑м Царицынском и 96‑м Ленинградском пехотных полках. С 1924-го был помощником директора треста «Губсовнархоз». А в 1927‑м перешел на завод «Баррикады», где работал начальником планово-экономического отдела, а затем – заместителем директора.
Прадед называл себя экономистом-практиком, а говоря современным языком, был топ-менеджером. После отъезда из Сталинграда в 1933‑м он работал на военных заводах в Перми и подмосковном Калининграде.
В 1939‑м его перевели в Наркомат оборонной промышленности, и до выхода на пенсию он трудился в различных министерствах.
Со школьной парты – в окопы
В июне 1941 года Владимир Степанов окончил 10‑й класс школы в Москве. Вместе с сыном будущего Маршала Советского Союза Василия Даниловича Соколовского Евгением и сыном генерал-полковника Ивана Григорьевича Захаркина Владимиром он поступил в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде.
Но так получилось, что из школы дед и его друзья сразу попали в окопы – с августа до конца сентября 1941 года в батальоне, сформированном из курсантов первого и второго курсов, в составе 1‑й отдельной бригады морской пехоты они принимали участие в боях на Ленинградском фронте.
Дед в автобиографии потом написал: «Батальон был отозван в город Ленинград для прохождения обучения, но так как училище к этому времени со всем личным составом (за исключением этого батальона) эвакуировали в Астрахань, то батальон был влит в военно-морское пограничное училище, в составе которого продолжал обучение до конца декабря 1941 года, а затем училище было эвакуировано из Ленинграда (пешком через Ладожское озеро) в Астрахань, где в январе 1942 года я вновь стал курсантом училища им. Фрунзе…»
Фронтовой путь артиллериста
В июле 1942 года училище было расформировано. Окончивших первый курс передали в 3‑е Астраханское пехотное училище. Но через две недели деда (по собственному желанию) перевели в 3‑е Ленинградское артиллерийское училище, которое тогда базировалось в Костроме.
В июле 43-го лейтенант Степанов назначен командиром огневого взвода 12‑й гвардейской Краснознаменной тяжелой пушечной бригады 4‑й гвардейской артиллерийской дивизии резерва Главного командования. В этой бригаде воевали также Евгений Соколовский и Владимир Захаркин.
В октябре 43-го деда наградили орденом Отечественной войны II степени. В феврале 1944 года, минуя должность командира батареи, Владимира Степанова переводят начальником штаба дивизиона 68‑й отдельной артиллерийской ордена Суворова Севско-Речицкой пушечной бригады. А воевала эта бригада в составе 65‑й армии легендарного генерала Павла Батова, которая героически сражалась за Сталинград.
В апреле 1944 года Владимир Степанов был назначен помощником начальника 3‑го отделения боевой подготовки Управления командующего артиллерией Одесского военного округа.
С июля 1944 года мой дед – слушатель командного факультета наземной артиллерии артиллерийской ордена Ленина академии Красной Армии имени Дзержинского.
В особых полках
После окончания учебы как один из лучших выпускников в октябре 1948 года дед был назначен научным сотрудником 18‑го отдела НИИ-4 Академии артиллерийских наук. Этот закрытый НИИ был известен как ракетный. Думаю, что пропуск Управления милиции Москвы НКВД СССР на проезд через госграницу СССР в Берлин был выдан деду для командировок, связанных с ракетной тематикой.
Надо сказать, что дед недолго проработал в НИИ – снова ушел в войска, занимал разные должности в полках особого назначения противовоздушной обороны (ПВО).
О службе он никогда не рассказывал. Догадываюсь, что это были первые зенитно-ракетные полки ПВО и противоракетной обороны.
В 1959-м подполковник Степанов уволился в запас по состоянию здоровья, он хотел работать над воспоминаниями, но успел описать только события начала Великой Отечественной войны.
***
…В последнее время дед много болел и ушел из жизни в 54 года. А мне тогда было всего 2 года. Но впоследствии мне удалось довольно много общаться с Евгением Васильевичем Соколовским и Владимиром Ивановичем Захаркиным. Они немного рассказывали о фронтовом прошлом, но всегда подчеркивали порядочность, взаимовыручку и дружбу, которая помогла им выжить во время войны, особенно когда они выбирались из блокадного Ленинграда…