В конце июля 1942 года над аэродромом в Средней Ахтубе показался зеленый «Дуглас», сопровождаемый парой истребителей. Когда после пробежки затих рев моторов, в проеме двери появился тот, кого уже ждали здесь. Так впервые на землю Сталинграда ступил военачальник, с чьим именем связаны многие победы в Великой Отечественной войне.

Сталин знал, что делал, направляя сюда сорокасемилетнего генерал-полковника, воспитанника талантливого военачальника Б. М. Шапошникова. Именно Василевский с его аналитическим умом и трезвой расчетливостью был одним из немногих, кто мог, изучив создавшуюся в районе Сталинграда ситуацию, принять наиболее оптимальное решение.

В хронике его пребывания под Сталинградом можно насчитать, по крайней мере, 45 дней, когда он непосредственно занимался вопросами организации боевых действий на Дону и Волге. За это он был награжден в феврале 1943 года полководческим орденом Суворова I степени за № 2.

То, что эта же награда за первым номером была отдана его ближайшему сподвижнику – Г. К. Жукову, не должно смущать. Труд штабных работников, этих бухгалтеров войны, по образному определению Константина Симонова, тогда, на первом этапе войны, оценивался вообще весьма скупо. Они ведь «только» разрабатывают решение операции и предлагают его. А окончательный вариант принимают и реализуют командующие, неся на своих плечах весь груз ответственности.

Василевский  происходил из духовной среды – отец его был церковным регентом, а мать – дочерью псаломщика, и, возможно это во многом повлияло на его характер – блестящий советский полководец был очень спокойным и рассудительным человеком, хотя не всегда это ему давалось легко.

А. М. Василевский вспоминал:

«Как-то я прибыл с фронта в Ставку. Дела на фронте шли хорошо. Верховный Главнокомандующий был доволен представителями Ставки. Помню, обращаясь ко мне, он сказал: «Товарищ Василевский, вот вы такой массой войск руководите, и у вас это неплохо получается, а сами, наверное, и мухи никогда не обидели». Это была шутка. Но скажу откровенно, что не всегда легко было оставаться спокойным и не позволить себе повысить голоса. Но сожмешь, бывало, до боли кулаки и смолчишь, удержишься от ругани и крика. Умение вести себя с достоинством в отношении подчиненных – непременное качество военачальника».

В июле и августе 1942 года Александр Михайлович руководил оборонительными боями под Сталинградом, не давая врагу осуществить свой план по молниеносному захвату города, а в ноябре спланировал и подготовил победное контрнаступление  наших войск – знаменитый план «Уран».

Василевский на наблюдательном пункте Сталинградского фронта, 1942 г.

Самую разрушительную бомбардировку города 23 августа будущий маршал (звание ему присвоят уже после Сталинградской битвы, в феврале 1943 года) встретил в городе, в штольне у реки Царица. Этот, один из наиболее памятных для него дней войны, Василевский вспоминал так:

«…23 августа 1942 года в Сталинграде развернулось жесточайшее сражение с прорывшимися к Волге частями противника. Город превратился в огромное пожарище в результате бомбардировок немецкой авиации. Телефонно-телеграфная связь с Москвой прервалась. Сталин спрашивает по радио: «Товарищ Василевский, сообщите, где вы сейчас находитесь?» Отвечаю: «В Сталинграде, на командном пункте в штольне у реки Царица ». В ответ: «Врете, сбежали, наверное, вместе с Еременко на левый берег…» Я оторопел и говорю: «Со мной Маленков, Малышев, Чуянов…» Трудно было в этой обстановке сохранять душевное равновесие. Все мы ясно понимали, какую смертельную угрозу означает падение Сталинграда. На северную окраину города были направлены все возможные воинские части, артиллерия. Обратились к населению с воззванием. Это был день наивысшего напряжения».

Маршал Василевский. 1934 год

... Выйдя в отставку, маршал вел активную общественную жизнь. Вершиной его многолетнего напряженного труда стала книга «Дело всей жизни». В ней Василевский описал свое видение войны – как бы с огромной высоты, где мелкие детали того или иного события иногда не видны, а общая картина почти эпична.

Прочитать ещё

О том, что такое война, Андрей Торбин, замдиректора Волгоградского авиационно-спортивного клуба «Юный ястреб», знает не по фильмам. Около двух десятков лет назад ему, военному разведчику, довелось на бронетранспортере, пешком, а то и ползком пройти чуть ли не всю Чеченскую Республику, где в те дни полыхала война. По давней традиции все мужчины в семье Андрея Торбина носят военную форму. Вот и Андрей, отслужив срочную службу в ВДВ, поступил, уже будучи прапорщиком, в военное училище в Алма-Ате. О службе в разведке – его рассказ от первого лица.
Многие участники великой битвы, оставшиеся в живых на войне, сегодня уже не с нами...героическое поколение уходит, Но мы никогда не забудем того, что они сделали для нас. В Музее Героев Советского Союза и России есть уникальное фото – Василий Петрищев, ветеран, участник Сталинградской битвы, преклонив колено, целует знамя 960‑го стрелкового полка на Мамаевом кургане. Что знаем мы об этом бойце? Как сложилась его судьба, выяснил наш военный обозреватель Александр Фолиев.