До войны Иван Поляков строил Сталинград, а осенью 42-го во время битвы на Волге в этих же домах держал оборону. 22 ноября 1942 года в газете «Красная звезда» вышел очерк военкора, старшего батальонного комиссара Василия Коротеева «Волгарь». Герой публикации – командир минометного расчета рядовой Иван Поляков, который защищал свой родной Сталинград.

Других таких очерков за время битвы на Волге в центральных газетах не было. Публикация вышла в ноябре 42-го, через 3 дня после начала контрнаступления советских войск под Сталинградом. Но, скорее всего, Василий Коротеев встречался с героями своего будущего очерка еще в сентябре. Просто потому, что 10‑я стрелковая дивизия, где сражался Иван Поляков, фактически полностью погибла уже к середине октября…

Бой в горсаду

О жизни Ивана Полякова, чьи боевые будни и переживания ярко описаны в очерке «Волгарь», можно узнать из представления к награде. Наш земляк родился 15 марта 1897 года в Средней Ахтубе, образование – 2 класса, из рабочих. В 1918 году вступил в Красную Армию.

В Сталинграде в дни боев Поляков – «боец рабочего батальона завода «Красный Октябрь» – значит, доброволец, а затем – «командир минометного расчета минометной роты 10‑й стрелковой дивизии Внутренних войск НКВД».

Вот как описывает Полякова в своем очерке военкор Коротеев:

«... Будучи командиром минометного расчета смело и решительно руководил бойцами. Его расчет обеспечил прочную поддержку огнем подразделений 272 сп, оборонявших горсад. 19.09.42 г. получил задачу уничтожить автоматчиков, засевших в доме.

Поляков под огнем противника уничтожил минометным огнем засевших в доме гитлеровцев, тем самым давая возможность подразделению продвигаться вперед…».

Начальник артиллерии 10‑й стрелковой дивизии НКВД майор Петр Цыганков представлял Ивана Полякова к ордену Красной Звезды, но наградили солдата медалью «За отвагу».

С немцами воевал  в «своих домах»

Как можно узнать из очерка, до войны Поляков жил в Сталинграде, работал бригадиром на заводе «Красный Октябрь»:

«... Зарабатывал неплохо – имел свой домик и вишневый сад. Росли дети, старший сын Юрий учился в тракторном техникуме, дочь Таисия – в химическом...»

На «Красном Октябре»  он был плотником – скорее всего, в строительном подразделении – и не было в Сталинграде почти ни одного нового дома, в который Поляков не забил бы гвоздь, не поставил там раму или двери.

«... Гордился тем, что строил почти все основные цехи тракторного завода и в награду получил две почетных грамоты.

Он строил дома во всех уголках Сталинграда – на Балканах и Дар-горе, Бекетовке и Ельшанке, в Малой Франции и Большой Франции, в Верхнем и Нижнем поселке Тракторного, в поселке Красный Октябрь.

Весь город был для него одним гигантским домом, в котором он знал каждую комнату, каждый этаж...»

А его родной дом в поселке Красный Октябрь, где Поляков жил со своей семьей до войны, был разрушен в августе 1942 года во время страшной бомбежки Сталинграда.

Осенью 1942 года 10‑я дивизия НКВД была выведена из боев и переправлена на левый берег Волги. В ее составе оставалось чуть больше 200 бойцов и одним из них был Иван Поляков. Его, командира тяжелого миномета, с уважением называли «отцом».

Но не потому, что он был по возрасту старше других. \

«... Выглядел довольно молодым для своих 40 с лишним лет, и лишь морщины, прорезавшие лицо, говорили, что он прожил большую жизнь...»

Как рассказывает в своем очерке журналист, свыше четверти века назад Поляков уже был солдатом – воевал с германцем под Слуцком и Пинском, а в 1918 году вступил в ряды второго Царицынского полка и защищал родной город в дни его осады.

В Сталинграде во время боев, когда наступали редкие минуты затишья, однополчане в блиндаже расспрашивали Полякова о Гражданской войне, боях в Царицыне.

И тот рассказывал и даже показывал места сражений, только в 1918‑м Поляков был стрелком, а в 1942-м – минометчиком. Говорил, мол, в Гражданскую не было такого страшного огня и «музыкантов» – так прозвали бойцы немецкие пикирующие бомбардировщики за их вой. Василий Коротеев приводит в очерке такую интересную деталь:

«... А с товарищем Сталиным разговаривать не довелось?» – спрашивал Полякова ктонибудь из молодых минометчиков.

– Не хвалюсь, ребята, со Сталиным разговора у меня не было, а близко его видел и в городе, и в окопах с Колей Рудневым. С Пархоменко пришлось несколько раз говорить…».

На войну «отец» Поляков смотрел как на работу, тяжелую работу, которая требует много труда, умения и сметки, отмечал автор очерка. Часто бойцам нужно было перетаскивать тяжелый ствол и опорную плиту миномета, ящики со снарядами. Кроме того, днем подносить мины к огневой позиции было почти невозможно – это стоило жизни. Поэтому запасы делали по ночам. Причем Поляков всегда старался заготовить побольше.

«Жаден ты, отец…» – говорили ему однополчане. Но Иван Семенович по опыту знал, что день будет горячим, мин может не хватить, и тогда их придется доставлять под огнем врага.

И расчет запасал мины почти всю ночь, оставляя на сон не более трех часов. А утром начиналась горячка нового боя и продолжалась до темноты…»

Из чего складывался высокий авторитет Ивана Семеновича среди однополчан? В очерке приводится случай, когда мина застряла в стволе, вот как сам Поляков рассказывал об этом:

«...Ну, я снял ствол с опорной плиты, наклонил его и тихонько выталкиваю мину. Смотрю на ребят, а они лежат, глядят во все глаза, не шелохнутся.

Вот, думаю, вроде не из робких парни, немца не боятся, а от своей мины сробели. Вытащил я мину: зарядил и отправил к немцам, чтобы не пропала зря…»

Надо было иметь высочайший профессионализм и смелость, чтобы решиться на такое: в случае разрыва мины в стволе Красная Армия потеряла бы и миномет, и минометный расчет.

Его однополчане

В очерке автор назвал полностью только главного героя – Ивана Семеновича Полякова. Так полагалось в военное время для сохранения секретности. Но пофамильно упоминаются бойцы расчета Полякова – заряжающий Игнатов, подносчик мин Курдюков, минометчики Юнкин, Савин и Четверик, упоминаются еще и смертельно раненый Кабаков, старшина Токарев – раненый, он отказался покидать передовую. А еще в очерке названы командир дивизиона майор Цыганков и младший лейтенант Моторин. Установить хоть какие‑то данные пока удалось только о двух последних героях.

Начальник артиллерии 10‑й дивизии войск НКВД майор Петр Григорьевич Цыганков родился в 1901 году в Кишиневе.

В 1921‑м призван в РККА. Окончил артиллерийское отделение Военной академии им. Фрунзе. Воевал с первых дней Великой Отечественной войны, с 16 августа 1942‑го – в 10‑й дивизии НКВД.

Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Сталинграда». Подполковник Цыганков погиб 22 сентября 1943 года, похоронен в братской могиле в Чернигове.

Что касается Моторина, то, скорее всего, в фамилии ошибка: в 269‑м стрелковом полку командиром батареи был младший лейтенант Виктор Фомич Мотора.

Он родился в селе Верхнее Лисичанского района на Украине. Окончил Саратовское военное училище войск НКВД. В годы войны был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда», орденом Александра Невского, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941‑1945 гг.».

Погиб в 1944м

Иван Поляков продолжал воевать, когда 10‑ю стрелковую дивизию награждали первой из соединений в Сталинградской битве орденом Ленина, когда переформировали в 181‑ю Сталинградскую ордена Ленина стрелковую дивизию. Стал младшим сержантом, участвовал в Курской битве, освобождении Украины.

В ноябре 1943 года старшина санитарной роты Иван Семенович Поляков был награжден медалью «За боевые заслуги». Вот как описывается мужество сталинградского бойца в наградном листе:

«...В наступательных боях с 15.07 по 25.08.43 г. на Орловско-Курском направлении и боях на правом берегу реки Днепр со 02.10.43 г. бесперебойно обеспечивал раненых бойцов и командиров питанием и хорошо организовал работу транспорта по вывозке раненых с поля боя...»

Вернуться в родной Сталинград, восстанавливать город ему не пришлось. Иван Поляков погиб 18 июля 1944 года при освобождении поселка Иваничи Волынской области. Там и был похоронен наш герой-земляк…

***

До войны Иван Семенович Поляков жил в своем доме с семейством в Краснооктябрьском районе. Дом летом 1942‑го был разбит немецкими бомбами, его жена с детьми успели перебраться на другой берег Волги. Хочется надеяться, что живы потомки строителя и защитника Сталинграда, что они откликнутся на эту публикацию…

«Сталинградка» также продолжит поиск данных обо всех защитниках Сталинграда, упомянутых в очерке «Волгарь».

Прочитать ещё

События декабря 1942 года были очень важными для дальнейшего исхода Сталинградской битвы. Блокированная в результате операции "Уран" 6-я немецкая армия была ещё довольно сильна - Ф. Паулюс не оставлял надежды на то, что командование обязательно выручит его из "котла". И фюрер предпринял такую попытку - в середине декабря группа армий "Дон" под руководством Эриха фон Манштейна попыталась пробить "коридор" в обороне советских войск для вывода 6-й армии из окружения. Но уже 23 декабря 1942 года стало очевидно - операция "Зимняя гроза" провалилась - Манштейн дал сигнал к отступлению. Смотрите нашу фотоподборку за декабрь 1942 года.
Судьба жителя Волжского, участника Великой Отечественной войны, ветерана правоохранительных органов Николая Федоровича Немцева, ушедшего из жизни в 2020 году, была отмечена многими замечательными событиями. Ему, например, довелось состоять в личной охране Иосифа Сталина и Вячеслава Молотова, сопровождать в поездке супругу премьер-министра Англии Клементину Черчилль. Сегодня мы публикуем очерк об удивительной судьбе нашего земляка.