У первого советского генерала, родившегося в Царицыне, Виктора Хользунова была на редкость правильная, если не сказать образцовая, биография.
Родился в семье рабочего-слесаря, после окончания в 1917 году трехклассного мужского приходского училища пошел трудиться на лесопильный завод масленщиком.
Работа несложная, но все же опасная: масленкой с длинным носиком заливать смазку в подшипники шкивов ременных передач.
В 1918 году вместе с отцом ушел на фронт. Несмотря на юный возраст, участвовал в обороне города от белогвардейцев. Вступил в комсомол. Служил в РККА до 1922 года. Вернулся на лесопильный завод масленщиком, был секретарем волостного комсомольского комитета в станице Глазуновской.
В 1925 году по комсомольской путевке стал курсантом Ленинградской военно-теоретической школы летчиков, в 1927‑м вступил в ВКП(б), затем окончил 2‑ю военную школу летчиков Красного Воздушного флота в Борисоглебске. Был инструктором в авиашколе, командиром авиаотряда 7‑й Сталинградской военно-авиационной школы им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата.
В 1933‑м окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной Воздушной академии им. Жуковского, в 36‑м – Высшую летно-тактическую школу в Липецке. В армии Хользунов прошел ступени командира звена, отряда, эскадрильи, стал помощником начальника отдела боевой подготовки ВВС Забайкальской группы войск Особой Краснознаменной Дальневосточной армии.
«Звездным часом» в его судьбе стала Испания – национально-революционная война в 1936‑37 годах, где капитан Хользунов командовал эскадрильей бомбардировщиков, которую называли лучшей бомбардировочной частью ВВС республиканцев.
На боевые задания машины всегда водил командир, под его руководством летчики наносили эффективные удары по противнику. Настойчивость в выполнении заданий и личная храбрость снискали Хользунову большое уважение. Летчики безгранично верили своему командиру. Война в Испании стала началом его в прямом смысле головокружительной карьеры.
За умелое командование авиаподразделением, героизм и мужество, проявленные в боях, 27 июня 1937 года капитану Хользунову Виктору Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Правда, «Золотую Звезду» он тогда не получил – эту медаль. которая вручалась вместе со званием Героя, учредили лишь через несколько месяцев после гибели советского летчика.
Но в 37-м его наградили еще и орденом Красного Знамени. С мая этого года отважный летчик стал командовать бомбардировочной авиабригадой. И уже 4 июля ему присвоили внеочередное – сразу через две ступени! – воинское звание комбриг.
В ноябре 1937 года Виктор Степанович стал командующим 1‑й армией особого назначения резерва главного командования (АОН РГК).
И в том же 37-м он получает звание комдива – с 1940 года в РККА оно соответствовало званию генерал-майора. Поэтому Хользунов считается первым из советских генералов уроженцем Царицына – Сталинграда.
АОН РГК являлась в 30‑е годы высшим оперативным объединением советских ВВС. Командующий АОН, согласно приказу наркома обороны СССР, пользовался правами командующего войсками округа и подчинялся непосредственно наркому обороны.
Стоит подчеркнуть, что никто из уроженцев нашего города ни до, ни после Хользунова не занимал в РККА и потом в советской армии такой высокой должности.
Дислоцировалась 1‑я АОН в Монино под Москвой, в Калинине и Воронеже. В 1938-м Хользунов выполнял «особое задание по укреплению ВВС Дальнего Востока».
Свой последний полет комдив Виктор Хользунов совершил на самолете ДБ-3
В это время он избирается депутатом Верховного Совета СССР 1‑го созыва, а в октябре того же года становится членом Военного совета при Народном комиссаре СССР, Виктора Хользунова награждают медалью «ХХ лет РККА».
1 мая 1939 года комдив пилотировал ведущий самолет в воздушном параде над Красной площадью. Чуть позднее он окончил курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.
А 28 июля 1939 года во время испытательного бомбометания с самолета ДБ-3 на полигоне в Калининской области один из снарядов взорвался под машиной комдива – и он, и весь экипаж погибли…
Урна с прахом Виктора Хользунова хранится в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве. А легендарный памятник летчику-герою, установленный в 1940-м году в центре Сталинграда, до сих пор стоит на своем месте.
Во время Сталинградской битвы был разрушен постамент памятника Хользунову, а сама скульптура летчика-героя не пострадала
Из архива «Сталинградской правды»
Об открытии памятника Виктору Хользунову газета «Сталинградская правда» рассказала в номере за 19 ноября 1940 года. Вот фрагмент того журналистского репортажа:
«...К фабрикам, заводам и учреждениям стекались многочисленные потоки людей. Алели полотнища знамен и транспарантов. Выстроившись колоннами, сталинградцы направлялись к берегу Волги, туда, где под покрывалом высится массивный памятник народному герою Виктору Степановичу Хользунову. 12 часов дня. Площадь, набережная, сквер Дворца пионеров и прилегающие улицы заполнены трудящимися города, бойцами Красной армии, курсантами авиаучилища, студентами и учащимися… На трибуну поднимаются руководители партийных и советских организаций области и города. Среди них депутаты Верховного совета РСФСР тт. Чуянов, Зименков, Пигалев, Поляков и комиссия Главного управления Военно-воздушных сил РККА – Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, боевой товарищ Хользунова, тов. Копец».
Авторы памятника – скульпторы Михаил Гаврилович Белашов (1903-1941) и его жена Екатерина Федоровна Белашова (1906-1971). Менее чем через год началась Великая Отечественная война. Упомянутый в репортаже Герой Советского Союза Иван Копец 22 июня 1941 года застрелился в своем кабинете. Техник-интендант I ранга Михаил Белашов ушел добровольцем в народное ополчение и пропал без вести в октябре 1941 года.
У этого памятника особая судьба. С сентября 42-го он был в самом центре боевых действий. Постамент разрушился – кстати, об этом Василий Гроссман написал в своем романе «Жизнь и судьба». Но скульптура уцелела и стала одним из символов героического Сталинграда. После войны памятник восстановили на новом постаменте. Правда, при реставрации и ремонтах скульптуру поворачивали, поэтому она выглядит не в точности так, как в 1940 году.