Его называли лучшим руководителем города, а за рубежом знают как главу волгоградского отделения Российского фонда мира, продвигающего проекты народной дипломатии. В феврале 2018-го он открывал во Франции выставку к 75‑летию Сталинградской Победы, а накануне этого события указом Президента РФ его наградили орденом Дружбы – «за многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность». Мудрый, созидательный, неравнодушный – так рассказали о нем нашему обозревателю Юлии ГРЕЧУХИНОЙ. О человеке, судьба которого переплелась с историей города-героя.

Стройка, спорт и...французский

Он родился в Сталинграде в 1937‑м, отсюда маленьким мальчиком под обстрелом эвакуировался вместе с мамой за Волгу, а после войны, как и все сталинградцы, помогал восстанавливать разрушенный город – школьники в те годы участвовали в разборе завалов, сажали деревья. Наверное, с тех пор в его сознание прочно вошло понимание, как это прекрасно – чистый, благоустроенный город. Окончив школу с золотой медалью, Староватых неслучайно выбрал профессию инженера-строителя.

Юрий Староватых (в центре) отмечен и региональными, и государственными наградами.

– Учеба в школе подходила к концу, и надо было принимать решение, как быть дальше, – вспоминает Юрий Староватых. – Все мы, послевоенные пацаны, участвовали в разборе завалов, посадке деревьев и элементарном строительстве. И как раз за два года до моего окончания школы в городе был открыт новый институт, который готовил строителей. На решение повлияло и то, что в семье родились две сестры-двойняшки, и моя помощь была необходима. В горхозе мы учились и в то же время осваивали профессию, восстанавливали город. Практика – это было святое…

Он вспоминает, как, будучи студентом, участвовал в строительстве гостиницы «Интурист», плавательного бассейна «Спартак», возводили общежитие.

– Причем половину строительства осилили сами! Работать надо было быстро, потому что первые студенты жили в здании института: мальчики – на третьем этаже, девочки – в спортзале, – рассказывает Староватых.

С детства он увлекался спортом, еще в школе стал чемпионом города по велосипедному спорту. После вуза спортивную карьеру не забросил – в 1961м завоевал Кубок СССР, был кандидатом в сборную страны по велоспорту. И если бы не тяжелая травма, кто знает, как сложилось бы его спортивное будущее. В дальнейшем Юрий Староватых, судья международной категории, судействовал на двух Олимпийских играх – в Москве и Атланте. Для этого ему пришлось самостоятельно выучить французский язык. До сих пор он председатель российской коллегии судей по велоспорту.

В строительство речвокзала Староватых внес свою лепту

От музея до трамвая

Не всякий руководитель может сказать о себе, что на пути к своей высокой должности преодолел все карьерные ступеньки. Юрий Староватых свой трудовой путь начал в Сталинградском домостроительном комбинате. Рос постепенно – от мастера, прораба до начальника СМУ, главного инженера треста, главного инженера «Волгограджилгражданстроя». Солидный профессиональный багаж в дальнейшем помог потом руководить городским коммунальным хозяйством. Вода, тепло, ливневка, дороги – Староватых знал до мелочей всю работы отрасли.

– Я выпускник горхоза и меня учили всему этому, я убежден, что руководство муниципальными службами прямо обязывает чиновника иметь профильное образование или хотя бы пройти в вузе специальные курсы, чтобы четко представлять, с чем имеешь дело, – убежден он по сей день.

Строительству он отдал больше 20 лет, осваивал с коллегами новые серии домов, новые технологии. Волгоград менялся – в городе за это время было введено около 5 млн кв. метров жилья, целые многоэтажные кварталы, сотни новостроек, десятки соц­объектов. Начиная с 70‑х, Юрий Староватых избирается депутатом районного и городского советов. А с 1980‑го уже в статусе зампредседателя горисполкома курирует ЖКХ и капстроительство. В решении острейших проблем тех лет ему помогла основательная производственная школа и опыт. Управление городским хозяйством, финансы, работа с людьми – все это у него получалось великолепно.

Стройку музея-панорамы Юрий Староватых вспоминает как «что-то фантастическое»

С 1986‑го по 1990‑й он уже глава исполкома горсовета Волгограда – аналог появившейся позже должности мэра. Это были годы, когда в Волгограде строили знаковые объекты, например, музей-панораму «Сталинградская битва».

– Это очень интересное инженерное сооружение, работа фантастическая, шла с утра до вечера, – вспоминает Староватых. – Для некоторых операций, например, обшивка потолка войлоком, не было никаких приспособлений, коечто делали вручную. Выстраданный объект.

Тогда же достраивалось здание крупнейшего в Европе речного вокзала. А при возведении комплекса микрохирургии глаза судьба свела со знаменитым врачом Святославом Федоровым. Его Староватых вспоминает до сих пор как великого человека и большого политика.

В те же годы Волгоград начал стройку областного кардиоцентра, сдавалась первая очередь метротрама – Староватых был председателем госкомиссии, возводились больница скорой помощи, онкоцентр и много других объектов.

– Это был большой коллективный труд, к которому я был причастен. На самом «верху» было особое отношение к развитию регионов. Даже вышло постановление № 735 Совета Министров СССР «О развитии города Волгограда». Жизнь кипела, мы тогда не вылезали из Москвы, – вспоминает Староватых о том, чего стоило рождение достопримечательностей, которыми и сегодня гордится Волгоград.

Пешком на работу

На вопрос, что было самым трудным и стоило бессонных ночей за всю карьеру, отвечает – работа в исполкоме. ЖКХ – один из самых сложных участков управления, требовавший порой круглосуточной отдачи.

– Многие уже не помнят, а молодые и не знают, что в те годы проблемой было, например, установить дома стационарный телефон, – вспоминает Староватых, – не было станции первого подъема воды ни на Спартановке, ни на Татьянке, все надо было строить.

Через месяц после того как он стал зампредседателя исполкома, перед Новым годом в самом центре города произошла авария водовода. На месте порыва бил фонтан высотой 20 метров. Как, не останавливая водоснабжение и не уменьшая давление, его устранить?

– Это сделали наши мужики, коммунальщики, – вспоминает Староватых, – на морозе, в ледяной воде забили в трещину деревянные колышки, после чего можно было приступать к ремонту.

Друг Юрия Староватых, ныне член областной Общественной палаты Иван Никитин вспоминает, что Юрий Федорович был одним из самых открытых городских руководителей. На работу часто ходил пешком, и его запросто можно было встретить на улице.

А еще Староватых был одним из немногих людей у власти, которые, пользуясь ею, ничего лично для себя не сделали. Потом, на пенсии, он продолжил работать –  на общественном поприще. Председатель первой Общественной палаты Волгограда, зампредседателя Общественной палаты региона, директор Дома архитекторов Волгоградской организации Союза архитекторов России.

– Он ревностно относится к городу и его проблемам, – говорит заслуженный архитектор России Александр Вязьмин. – Всегда активно выступает на градосоветах, ратовал за восстановление статуса главного архитектора и главного художника города, и это его принципиальная непреклонная позиция на протяжении многих лет. При Староватых главным архитектором был Владимир Масляев, главным художником – Михаил Пышта. Глыбы! Им мы обязаны грамотным оформлением городской среды.

Выставка о Сталинграде, которую привез в Париж в феврале 2018-го Староватых, восхитила французов.

Министр народной дипломатии

А еще Юрий Староватых стоял у истоков создания регионального штаба ОНФ.

– Он умеет выслушать собеседника, его всегда отличает взвешенность, чуткость, умение подбирать людей, – рассказывает уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Валерий Ростовщиков, который работал со Староватых в ОНФ. – У нас были и споры, и острые дискуссии. Но дипломатичность и мудрость Юрия Федоровича помогала найти консенсус.

Сегодня он возглавляет реготделение Российского фонда мира. Его волнует народная дипломатия, дружба между городами, странами, народами. Он убежден в ценности побратимских связей, неустанно пропагандирует эту идею, и как умелый организатор тонко ведет диалог с зарубежными коллегами. Авторитет Староватых, его безупречная репутация, искренность и неравнодушие – то, что ценят и российские, и иностранные партнеры.

– Именно в его период руководства городом Волгоград громко зазвучал для мировой общественности, – считает Иван Никитин. – Староватых стал активно развивать побратимские связи. Поверьте, добиваться этого было весьма не просто.

– Волгоградцы – наследники Сталинграда – как никто другой понимают, что такое война и какие беды она несет. Я думаю, что наш город должен стать центром борьбы за мир, – горячо и убежденно повторяет он и доказывает, что именно в Волгограде обязательно должна быть государственная структура, которая занимается делом мира наряду с общественностью.

К мнению Юрия Староватых и сегодня прислушиваются: губернатор Андрей Бочаров часто  общается с экс-мэром на рабочих  встречах. 

Учитывая, что многие его идеи давно и успешно реализуют в Волгограде, возможно, и эта тоже будет услышана. Кстати, «за глаза» многие с уважением называют его «волгоградский министр народной дипломатии». Человек, всю свою жизнь посвятивший укреплению славы великой сталинградской земли.

Прочитать ещё

Многие участники великой битвы, оставшиеся в живых на войне, сегодня уже не с нами...героическое поколение уходит, Но мы никогда не забудем того, что они сделали для нас. В Музее Героев Советского Союза и России есть уникальное фото – Василий Петрищев, ветеран, участник Сталинградской битвы, преклонив колено, целует знамя 960‑го стрелкового полка на Мамаевом кургане. Что знаем мы об этом бойце? Как сложилась его судьба, выяснил наш военный обозреватель Александр Фолиев.
Весной 1999 года начались бомбардировки Югославии НАТО. Налеты продолжались почти три месяца. Волгоградский иконописец Виталий Илюшкин, потомственный казак станицы Березовской Даниловского района, в те дни был в Белграде. Приехал он туда, чтобы написать в дар местному кафедральному собору Святого Саввы Сербского любимую икону донских казаков – образ Спаса Нерукотворного. Как выяснилось, в этой истории было много удивительного – знаки, встречи. Словно кто-то вел героев, указывая им путь.