Судьба привела в Сталинград
Многое в Волжском хранит память о самом известном его скульпторе, народном художнике РСФСР Петре Малкове. Это и ряд прекрасных памятников, в которых отобразил он историю города, и скульпторы выдающихся личностей нашей истории.
Но прежде всего это бывшая мастерская Петра Лукича, ставшая давно уже его музеем, хранит который кандидат искусствоведения, дочь мастера Ольга Малкова.
Скульптор Петр Малков прожил почти 90 лет. Много где работал, сам Петр Лукич считал себя сибиряком, поскольку детство провел в Новосибирске, куда переехала семья, оттуда его и призвали на фронт.
Военный связист Петр Малков прошел с наступающими советскими войсками через половину Европы. В Праге, при знакомстве с этим старинным городом, с его историческими памятниками, пришла ему в голову идея стать скульптором.
В Одессе он поступил в художественное училище, затем – в Киевский художественный институт. Оттуда перевелся в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Веры Мухиной, где в 1959‑м окончил отделение монументальной скульптуры.
– Тогда, – рассказывает Ольга Малкова, – отец задумался – где предложить ему свой опыт фронтовика и талант скульптора-монументалиста? Решил, что, скорее всего, в Сталинграде.
Именно здесь Малков выполнил первую свою работу, сохранившуюся поныне, – «Отдыхающий спортсмен». Сделал ее из камня, найденного на берегу Волги.
Долго Петра Лукича, несмотря на все его успехи в творчестве, не принимали в Союз художников СССР. Тогда он устроился простым формовщиком в местное отделение Художественного фонда.
Принят, кстати, он был в Союз художников в СССР только тогда, когда его крупные работы побывали на всесоюзных выставках.
Известнейшие монументы авторства Малкова – памятник североморцам в Ворошиловском районе Волгограда и мемориальная стена на Доме Павлова, выполненная им совместно со скульптором Александром Головановым.
В жесткой стилистике
В 1965 году Петр Лукич переехал в Волжский, где прожил всю оставшуюся жизнь. Здесь выполнил многие свои монументальные скульптурные работы.
Но работал и для Волгоградской области и Волгограда, гордился, например, памятником североморцам, морякам Волжской Каспийской флотилии.
– Хорошо, что отец не выиграл конкурс на памятник Михаилу Паникахе, победителем стал Роберт Харитонов, – считает Ольга Малкова. – Со временем замысел вылился в очень хорошую станковую вещь.
В числе таких художественных замыслов Петра Малкова был и монумент, изображающий воина в каске, держащего Солнце над головой. Судя по всему, Петр Лукич хотел, чтоб он был установлен на Мамаевом кургане.
Памятник этот виделся ему выполненным в жесткой стилистике, будто бы вырубленным из камня.
В отличие от «Родины-матери» Евгения Вучетича, олицетворяющей собой призыв идти в бой за Отчизну, у Петра Малкова в его монумент была заложена идея триумфа советского солдата-победителя. Скульптурные эскизы этого памятника, к сожалению, не сохранились, остались только их фотографии.
После того как этот замысел Петра Малкова не нашел своего воплощения в Волгограде, идея эта долго оставалась у него в уме, он ее множество раз переигрывал.
Сохранился один из поздних ее вариантов – женщина с Солнцем над головой, энергия стихии, дающая силу нашей цивилизации.
– Не могу сказать, что мне очень близок отцовский вариант монумента, – призналась Ольга Малкова. – Но ведь и далеко не все авторы того времени приняли то, что сделал Вучетич.
Поколением художников-фронтовиков был неслучайно сформирован суровый, лаконичный стиль в искусстве, объясняет искусствовед Ольга Малкова. И образ солдата, держащего Солнце, предложенный ее отцом, тоже был лаконичным, как бы рубленым. Любой художник имеет право на собственное видение художественного образа, говорит Ольга Малкова.
Последние семь лет своей жизни из‑за ослабшего здоровья Петр Малков с постели не вставал. Но рассказывал, что почти каждую ночь видел в своих снах события, случавшиеся с ним на фронте. Например, как он горит в окопе. Война так и осталась с ним на всю жизнь.